Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе Приложение 2 к дополнительной профессиональной программе – программе профессиональной переподготовки «Преподавание информатики в школе» (прием 2025) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ Дата введения –31.01.2025 Страница 1 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Преподавание информатики в школе разработана с учетом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н). Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчики: Шаркова Е.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», высшая квалификационная категория, руководитель практики Павлова О.Л., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», высшая квалификационная категория Дата введения – 31.01.2025 Страница 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ....................................................... 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ .................................................... 7 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ .............................................. 8 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ......................... 23 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ...256 Дата введения – 31.01.2025 Страница 3 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01«Преподавание информатики в школе» 1.1. Область применения программы Программа профессионального модуля является частью дополнительной профессиональной программы – программы профессиональной переподготовки «Преподавание информатики в школе» и разработана с учетом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. Программа профессионального модуля является частью дополнительной профессиональной программы – программы профессиональной переподготовки «Преподавание информатики в школе» в части освоения нового вида деятельности (ВД): преподавание информатики в школе соответствующих профессиональных компетенций (ПК): Профессиональные компетенции: ПК.1.1 Определять цели, задачи, планировать уроки и внеурочную деятельность по информатике в школе; ПК.1.2 Проводить уроки и внеурочные занятия по информатике в школе; ПК.1.3 Осуществлять педагогический контроль по информатике в школе, оценивать процесс и результаты обучения, внеурочной деятельности; ПК.1.4 Анализировать уроки и внеурочные занятия по информатике в школе; ПК.1.5 Вести документацию, обеспечивающую преподавание информатики, организацию внеурочной деятельности по информатике в школе. Общие компетенции, которые совершенствуются в процессе освоения программы: ОК. 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК. 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной ОК 03 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. 1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями слушатель в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт / выполнять трудовые действия: - проектирования образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования по информатике (В) -планирования и проведения учебных занятий по информатике в начальной и средней школе (А) -разработка и реализация программ учебных дисциплин (информатики) в рамках основной общеобразовательной программы (А) -осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования (А) - наблюдения, анализа и самоанализа уроков информатики в начальной и средней школе проведения уроков информатики в начальной школе; Дата введения – 31.01.2025 Страница 4 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе - применения современных образовательных технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, различных средств, методов и форм организации деятельности обучающихся по информатике в начальной и средней школе; (В) - формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ начального и основного общего образования(В) - использования общепользовательской ИКТ-компетентности для ведения учебной документации; - ведения учебной документации; Уметь/необходимые умения: - разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение (В) - планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой, ООП НОО(В) - моделировать и проектировать учебные занятия, внеурочную деятельность по информатике и соответствующие учебно-методические материалы с учетом требований; - применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, (В)реализовывать интерактивные (формы, методы и технологии) на занятии и организации внеурочной деятельности по предмету информатике; - разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности (В) - использовать различные средства, методы и формы организации деятельности обучающихся по информатике в начальной и средней школе; -организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую - осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе(В) - осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении по информатики в начальной школе; -владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием(В) Знать/необходимые знания: - преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке(А) -программы, учебники и учебно-методические комплекты по преподаваемому предмету(В) - рабочую программу и методику обучения по информатике в начальной и средней школе; А - требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся с учетом ФГОС НОО, ФГОС ООО по информатике; - основы методики преподавания информатики в начальной и средней школе, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий(А) - воспитательные возможности урока, внеурочных занятий информатики в начальной и средней школе; - методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся по информатике; - педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках по информатике в начальной и средней школе; Дата введения – 31.01.2025 Страница 5 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе - виды учебной документации по информатике в начальной и средней школе, требования к ее ведению и оформлению. -педагогические закономерности организации образовательного процесса (А) -дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий (А) - современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся(А) - теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся (А). 1.3.Количество часов на освоение программы профессионального модуля всего 378 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –102часа; самостоятельной работы обучающегося –204 часа; и практики (стажировки)– 72 часа. Дата введения – 31.01.2025 Страница 6 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе 1.4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение слушателями дополнительной профессиональной программы – программы профессиональной переподготовки«Преподавание информатики в школе»в части освоения нового вида деятельности (ВД 1): преподавание информатики в школе и профессиональными компетенциями Код Наименование результата обучения ПК 1.1. Определять цели, задачи, планировать уроки и внеурочную деятельность по информатике в школе; ПК 1.2. Проводить уроки и внеурочные занятия по информатике в школе; ПК 1.3. ПК 1.4 ПК.1.5 ОК. 01 ОК. 02 ОК 03 Осуществлять педагогический контроль по информатике в школе, оценивать процесс и результаты обучения, внеурочной деятельности; Анализировать уроки и внеурочные занятия по информатике в школе; Вести документацию, обеспечивающую преподавание информатики, организацию внеурочной деятельности по информатике в школе. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе 3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01Преподавание информатики в школе (очно-заочная форма обучения) 3.1. Тематический план профессионального модуля ПК 1.3 ПК 1.11.5 Раздел 2. Изучение теоретических и методических основ преподавания информатики в школе Раздел 3. Практикум по информационно коммуникационным технологиям Практика (стажировка), часов Всего (час.) ПК 1.11.5 Стажировка (час.) деятельности по информатике в т.ч. консультаций при выполнении самостоятельной работы (час.) Раздел 1. Изучение теоретических и методических основ внеурочной Всего (час.) ПК 1.11.5 в т.ч. лекционных (час.) Номер и наименование разделов профессионального модуля Самостоятельная работа обучающегося в т.ч.лабораторные и практические занятия (час.) Обязательные аудиторные учебные занятия Всего (час.) Коды компет енций 32 28 4 72 6 36 140,0 46 34 12 90 6 36 172,0 24 24 0 42 4 0 66,0 72 72 Всего: 174 86 16 204 16 72 450 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 Преподавание информатики в школе Объем часов Лекци Практ Диф Самостоят Наименование и ически фере ельная разделов е, нцир (внеаудито профессионального Содержание учебного материала, лабораторные работы и семина ован рная модуля (ПМ), практические занятия, самостоятельная работа рские ный работа) (в междисциплинарных заняти зачет том числе курсов (МДК) и тем я консульта ции) Изучение теоретических и методических основ внеурочной Раздел 1 ПМ 01 деятельности по информатике Теоретические и методические основы внеурочной МДК 01.01 деятельности по информатике Раздел 1. Внеурочная деятельность по информатике Содержание Основные положения и требования к организации внеурочной Тема 1.1. Внеурочная деятельности. Нормативно-правовое сопровождение организации деятельность: внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, ФОП. 1 технологии Планирование внеурочной деятельности в образовательной организации и организации. Способы организации внеурочной деятельности. характеристики Практические занятия программ 1 Анализ нормативно-правового сопровождения для организации внеурочной деятельности по информатике в школе». Содержание Цель и задачи внеклассного воспитания. Воспитание как общественное явление. Цели внеклассного воспитания, движущие Тема 1.2. Воспитание силы и логика воспитательного процесса. Структура, условия и в структуре средства внеклассного воспитания. Социальная обусловленность внеурочной 1 1 цели внеклассного воспитания в условиях реализации ФГОС НОО, деятельности ООО, ФОП НОО, ООО. Задачи внеклассного воспитания в условиях реализации ФГОС НОО, ООО, ФОП НОО, ООО. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания Стаж иров ка Уров ень освое ния 2 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе Тема 1.3. Характеристики основных направлений внеурочной деятельности Тема 1.4. Методическое и материальнотехническое обеспечение курса внеурочной деятельности. Радел 2. Тема Направления внеурочной деятельности информатике 2.1. по личности гражданина РФ. Построение модели образовательного пространства школы: взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Модели организации внеурочной деятельности и их характеристика. Принципы организации внеурочной деятельности. Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности. Практические занятия Типология программ внеурочной деятельности в соответствии с построенной моделью по информатике. Содержание Интеграция традиционных и новых подходов и методов обучения. Основные направления внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности. Методы организации внеурочной деятельности. Игровые методы. Программа формирования универсальных учебных действий. Практические занятия Формы внеурочной деятельности по информатике. Содержание Программа внеурочной деятельности. Структура программы. Организационная модель реализации внеурочной деятельности. Основные компоненты внеурочной деятельности: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства, результаты. Практические занятия План внеурочной деятельности: направления, формы организации, объём внеурочной деятельности, учреждения, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности, источники финансирования. Направления, цели и задачи, формы внеурочной деятельности по информатике в школе Содержание Цели внеурочной деятельности по информатике. Задачи и основные направления внеурочной деятельности по информатике. Работа с слабоуспевающими обучающимися в изучении программного материала (дополнительные занятия по 1 1 1 1 1 3 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе Особенности организации внеурочной деятельности информатике. по Тема 2.2. Основные формы внеурочной деятельности по информатике в школе Тема 2.3. Интегрирующий аспект внеурочной деятельности по информатике Радел 3. Тема 3.1. Проектирование внеурочной деятельности в рамках базового информатике). Работа с обучающимися, проявляющими повышенный интерес к информатике. Практические занятия Составить план работы по внеурочной деятельности по информатике для определённой категории обучающихся. Систематические и эпизодические формы внеурочной деятельности по информатике: экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.). Понятие экскурсии, характеристика, особенности проведения. Виды экскурсий. Характеристика различных форм работы по внеурочной деятельности, виды по информатике. Организация конкурсов, участие в конкурсах по информатике. Практические занятия Массовая форма внеурочной работы по информатике, Олимпиада как форма деятельности. Подготовка к олимпиаде. Интеграция урочной и внеурочной деятельностей по информатике. Теоретические аспекты интеграции. Цель интеграции этих видов деятельности. Организация системы урочно-внеурочной работы. Взаимодействие урочных и внеурочных занятий. Интеграция различных форм урочных и внеурочных занятий. Практические занятия Разработка технологической карты внеурочной деятельности по информатике для детей младшего школьного возраста. Разработать сценарии квестов с занимательными заданиями по информатике с сопровождением ИКТ оборудования Проектирование внеурочной деятельности по информатике в школе Организация внеурочной деятельности в рамках базового курса информатики. Описание места учебного курса в учебном плане. Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. Основное содержание учебного курса. Разработка тематического планирования. Описание учебно-методического и 4 2 4 3 2 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе материально-технического обеспечения. Рекомендации по организации учебного процесса. Формы контроля и возможные варианты его проведения.. Практические занятия Разработать дидактическую игру по информатике для обучающимися в школе с применением ИК оборудования Разработка тренажеров, викторин с использованием презентационных пакетов Разработка технологической карты внеурочной деятельности по информатике обучающихся в школе. Организация внеурочной деятельности в рамках углубленного курса информатики. Описание места учебного курса в учебном плане. Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. Основное содержание учебного курса. Разработка тематического планирования. Описание учебнои материально-технического обеспечения. Тема 3.2. методического Рекомендации по организации учебного процесса. Формы контроля Проектирование и возможные варианты его проведения внеурочной деятельности в Практические занятия рамках углубленного Разработать игры по информатике, которые можно было бы проводить ДОТ с обучающимися в школе с применением ИК курса информатики оборудования Обработка мультимедийной информации в среде для обработки и создании видеоконтентов Разработка технологической карты внеурочной деятельности по информатике обучающихся в школе. Дифференцированный зачет Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ 01 Составление ментальной карты «Анализ нормативно-правового сопровождения для организации внеурочной деятельности по информатике в школе». Составить модель организации внеурочной деятельности и характеристику по информатике. Доработать план внеурочной деятельности по информатике. Доработать план работы по внеурочной деятельности по информатике для определённой курса информатики 1 2 2 3 2 2 2 2 4 4 4 4 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе категории обучающихся. Разработка олимпиады как формы внеурочной деятельности обучающихся в школе. Разработка технологической карты внеурочной деятельности по информатике для детей младшего школьного возраста. Разработать сценарии квестов с занимательными заданиями по информатике с сопровождением ИКТ оборудования Разработать дидактическую игру по информатике для обучающимися в школе с применением ИК оборудования Разработка тренажеров, викторин с использованием презентационных пакетов Разработать игры по информатике, которые можно было бы проводить ДОТ с обучающимися в школе с применением ИК оборудования Разработка технологической карты внеурочной деятельности по информатике обучающихся в школе. Разработка технологической карты внеурочной деятельности по информатике обучающихся в школе. Обработка мультимедийной информации в среде для обработки и создании видео-контентов Консультации студентов по выполнению самостоятельной работы Стажировка Всего 4 4 6 6 6 6 6 6 6 6 4 28 2 32 140 72 36 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарны х курсов (МДК) и тем 1 Раздел 2 ПМ 01 МДК.01.02 Тема 1.1. Тема 1. Нормативное правовое обеспечение деятельности учителя информатики в общеобразовательно й школе Тема 1.2. Общие вопросы методики преподавания информатики и Лекции Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа 2 Изучение теоретических и методических основ преподавания информатики в школе Теоретические и методические основы преподавания информатики в школе Содержание Анализ нормативных документов для организации образовательного процесса по информатике в школе. Анализ нормативных документов «Закон об образовании РФ», ФГОС, ФРП и т.д. Анализ существующих инструкций по технике безопасности в соответствии СП Эргономические требования к работе с персональным компьютером, техника безопасности для обучающихся Кабинет информатики в ОО, предметно-развивающая среда кабинета информатики Практические занятия Создание модели предметно-развивающей среды кабинета информатики для организации образовательного процесса в школе Содержание Предмет информатики в школе Содержание школьного курса информатики и ИКТ Практические занятия 3 Прак тичес кие, семи нарс кие занят ия 4 2 Объем часов Диффе Самостоя Стажи ренц. тельная ровка зачет (внеаудит орная работа) (в том числе консульта ции) 5 6 7 Урове нь освоен ия 8 2 2 2 3 4 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе ИКТ в школе Тема 1.3. Методика преподавания базового курса информатики и ИК Тема 1.4. Методика преподавания профильных курсов информатики Тема 1.5. Методика обучения школьников с применением информационных Методы и организационные формы обучения информатике в школе. Воспитательные возможности уроков информатики Средства обучения информатике Анализ и составление элемента рабочей программы по предмету «Информатика» Содержание Содержание базового курса и методика изучения основных понятий Практические занятия Методика изучения основных информационных процессов Методика изучения аппаратных средств компьютерной техники Методика изучения программных средств вычислительной техники Методика обучения информационному моделированию и алгоритмизации Методика обучения языкам программирования Методика обучения информационно-коммуникационным технологиям Методика решения задач в базовом курсе информатики и ИКТ Содержание Профильные курсы по информатике и ИКТ в школе Профильные курсы, ориентированные на обработку текстовой, численной и графической информации Практические занятия Методика обучения работе с офисным пакетом прикладных программ Методика обучения обработке текстовой информации Методика обучения обработке численной информации Содержание Дидактические особенности обучения школьников с применением информационных технологий Практические занятия Разработка конструкта урока с применением информационных 2 3 14 2 3 4 2 3 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе технологий Содержание Ведение рабочих тетрадей по информатике Домашняя работа обучающегося, ее цель и содержание Методический анализ уроков информатики Практические занятия Моделирование и изготовление ЦОР (интерактивной дидактической игры) по информатике и ИКТ Проигрывание уроков информатики Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 01 Составление картотеки нормативных документов по организации образовательного процесса по информатике в школе Составление видеоролика/видеоряда по технике безопасности для обучающихся Составление модели кабинета информатики в ОО, предметно-развивающей среды кабинета информатики Написание эссе «Кто он: учитель информатики сейчас и в будущем?» Разработка рабочей программы предмета «Информатика» для основной школы Заполнение таблицы «Современные образовательные технологии на уроках информатики в соответствии с целями ее обучения» Составление интеллект карты для обобщающего занятия (на выбор слушателя) Разработка конструкта урока по теме, связанной с изучением информационных процессов, с использованием интерактивного оборудования Разработка конструкта урока по теме, связанной с изучением аппаратных средств компьютерной техники, с использованием интерактивного оборудования Разработка конструкта урока по теме, связанной с изучением программных средств вычислительной техники, с использованием интерактивного оборудования Разработка конструкта урока по теме, связанной с изучением информационного моделирования и алгоритмизации, с использованием интерактивного оборудования Разработка конструкта урока по теме, связанной с изучением языков программирования, с использованием интерактивного оборудования Разработка конструкта урока по теме, связанной с изучением информационнокоммуникационных технологий, с использованием интерактивного оборудования Разработка конструкта урока по теме, связанной с решением задач в базовом курсе технологий Тема 1.6. Организация процесса обучения информатике и ИКТ 2 3 6 2 4 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе информатики и ИКТ, с использованием интерактивного оборудования Анализ и самоанализ разработанного конструкта урока информатики Анализ ЭОР и ЦОР для организации образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» Разработка ЭОР и ЦОР для организации образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» (интерактивной дидактической игры) (тема, класс на выбор слушателя) Разработка программы профильного курса информатики (на выбор слушателя) Составление контрольной работы по информатике (класс, тема на выбор) с обоснованием критериев оценивания Подготовка статьи/выступления. Участие в НПК / публикация статьи Консультации студентов по выполнению самостоятельной работы Дифференцированный зачет по разделу 2 ПМ 01 Стажировка ИТОГО: Всего: 6 4 6 6 6 4 6 2 12 32 46 2 172 90 90 36 36 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе Лекци и Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Раздел 3 ПМ01 МДК 01.03 Тема 3.1. Теоретические основы информатики. Тема 3.2. Информационные и коммуникационные технологии. Средства ИКТ Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа Практикум по информационно - коммуникационным технологиям Практикум по информационно - коммуникационным технологиям Теория алгоритмов изучает формальные алгоритмы, их свойства и модели представления. Теория формальных грамматик изучает способы построения языков, описывающих алгоритмы и вычислительные процессы. Теория информации изучает методы сжатия, кодирования и обеспечения целостности информации при её хранении и передаче. Теория распознавания образов изучает методы классификации объектов, заданных некоторыми наборами признаков. Интеллектуальный анализ данных изучает способы извлечения полезной информации из данных и алгоритмы принятия решений на основе этой информации. Практические занятия Решение задач теоретической информатики. Содержание Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), их развитие и совершенствование в современном обществе. Средства ИКТ: классификация и назначение. Практические занятия Практ ически е, семина рские заняти я Дифф еренц. зачет Самостоя Урове тельная нь (внеауди освоен торная ия работа) (в том числе консульт ации) 2 2 2 1 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе Тема 3.3. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ профессиональной деятельности Тема 3.4. Структура персональных электронновычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем Тема 3.5.Технология обработки текстовой информации Составление ментальной карты по приказу о разращённых ПО, ПС на 2024 -2025 учебный год. Содержание Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, рекомендации по соблюдению санитарногигиенических норм при использовании средств ИКТ в образовательном процессе. Организация рабочего места, оснащенного средствами ИКТ с соблюдением правил техники безопасности. Практические занятия Разработка памятки для педагогов по правилам техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе. Содержание Содержание учебного материала: Аппаратное обеспечение персонального компьютера (ПК): виды, характеристики, применение в профессиональной деятельности. Классификация и назначение программного обеспечения ПК в профессиональной деятельности. Информационные объекты операционной системы. Параметры файла и папки. Практические занятия Изобразить памятку «Аппаратное обеспечение персонального компьютера (ПК): виды, характеристики, применение в профессиональной деятельности». Содержание Интерфейс текстового редактора. Редактирование и форматирование текста, параметры абзаца, шрифта. Форматирование таблиц. Использование графических объектов при оформлении текстовых документов. Основные правила оформления документации, обеспечивающей образовательный процесс. Практические занятия 3 1 3 1 2 1 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе Тема 3.6. Технология обработки информации в электронном редакторе Тема 3.7. Технология создания документов в презентационном редакторе Тема 3.8. Применение интерактивных технологий в профессиональной деятельности Создание, редактирование и форматирование текста в текстовом редакторе. Создание многостраничного документа в соответствие с правилами оформления документации. Электронные таблицы: назначение. Интерфейс программы. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка). Ввод и редактирование данных, выполнение операций с основными объектами. Вычисления в табличном редакторе. Визуализация данных.Сортировка и фильтрация данных в табличном редакторе. Практические занятия Создание и форматирование электронных таблиц. Ввод и редактирование данных, выполнение операций с основными объектами в электронных таблицах. Использование формул и функций для расчетов и анализа данных в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков. Основные требования к созданию документа в презентационном пакете. Возможности презентационного пакета по созданию презентаций. Настройка анимации. Триггеры. Гиперссылки. Сортировка слайдов. Демонстрация слайд-фильма. Практические занятия Разработка презентации с применением шаблонов оформления. Добавление графических изображений и мультимедиа-объектов. Настройка презентации: анимация объектов, триггеры, гиперссылки, переходы и время показа. Программа Smart Notebook. Интерфейс программы: инструменты, меню, закладки. Работа с объектами в Smart Notebook. Интерфейс программы: инструменты, меню, закладки. Интерфейс платформы: инструменты, меню, закладки. Работа с объектами Практические занятия Работа с программой для создания рабочих листов. настройка 1 3 1 2 3 2 2 3 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе параметров и калибровка. Работа в программе: изучение интерфейса, работа с объектами. Разработка дидактической игры. Работа программой для создания тестов, настройка параметров и калибровка. Работа в программе: изучение интерфейса, работа с объектами. Разработка дидактических материалов. Работа программой для создания тестов, настройка параметров и калибровка. Работа в программе: изучение интерфейса, работа с объектами. Разработка дидактических материалов. Тема 3.9. Образовательные, правовые, информационные и Использование развлекательные ресурсы сети Интернет. Поисковые системы: возможностей ресурсов определение, назначение, виды. Организация поиска сети Интернет для информации в глобальной сети. совершенствования Практические занятия профессиональной Работа в сети Интернет: организация поиска информации, деятельности, работа с электронной почтой, регистрация на профессионального и профессиональных форумах и сообществах личностного развития Разработка сайта через онлайн конструктор для размещение своих работ и организацию образовательного процесса через ДОТ Дифференцированный зачет по разделу 3 ПМ 01 Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ 01 Решение задач теоретической информатики. Составление схемы «Классификация и назначение средств ИКТ» Составить сравнительную характеристику интерактивных досок. Описать ее целесообразное применение в профессиональной деятельности. Составить сравнительную характеристику документ камер. Описать ее целесообразное применение в профессиональной деятельности. Составить сравнительную характеристику интерактивных панелей. Описать ее целесообразное применение в профессиональной деятельности Составление комплекса упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей. Создание и оформление наглядных пособий или раздаточного материала для занятий с детьми. 2 2 3 1 1 2 2 2 2 2 2 4 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе Построение диаграмм уровня усвоения предметных, метапредметных, личностных результатов. Разработать презентацию на тему «Правила оформления презентации для работы с детьми». Разработка интерактивного пособия с использованием SmartNotebook для организации учебной и внеурочной деятельности по информатике. Разработка системы заданий / игры для организации учебной и внеурочной деятельности по информатике. Составление аннотированного списка образовательных Интернет-ресурсов для педагогов информатики. Доработка сайта с применение онлайн конструктор для размещение своих работ и организацию образовательного процесса по информатике. Консультации студентов по выполнению самостоятельной работы Всего 4 4 4 4 4 4 4 0 22 2 24 66 Стажировка по ПМ.01 Виды работ: - анализ программ, учебно-тематических планов и процесса обучения и воспитания по информатике в школе, разработки предложений по его совершенствованию; - определение цели и задач, планирования и проведения урочной и внеурочной деятельности по информатике в школе; - наблюдение, анализ и самоанализ уроков и внеурочных занятий по информатике в школе - проведения уроков и занятий по информатике школе; - ведение учебной документации; - применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) для организации уроков и занятий по информатике; - использование форм и методов обучения, в том числе выходящих за рамки учебных и внеурочных занятий: проектная деятельность, лабораторные и т.д. - использование общепользовательской ИКТ-компетентности для ведения учебной документации. 72 42 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе 4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Программа модуля реализуется в следующих кабинетах Центр проведения демонстрационного экзамена Оборудование: Комплект ученической мебели на 20 чел., интерактивная доска, интерактивная панель, документ – камера, магнитно – маркерный флипчарт, электронный флипчарт, проектор, мониторы (20 шт.), системные блоки (20 шт.), клавиатуры (20 шт.)/ ноутбуки (20 шт), методические пособия с поурочными разработками, схемы, таблицы, электронные презентации (ЦОР), видеоконтенты. Лаборатория информатики и информационно – коммуникационных технологий Оборудование лаборатории информатики и информационно – коммуникационных технологий Системные блоки (20 шт.), мониторы (20 шт.), клавиатуры (20 шт.), колонки, сканер, принтер, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение: ПО (клавиатурный тренажер), ПО (текстовый процессор, электронные таблицы, графический редактор, презентационный пакет), СПО (ОС, антивирусная программа), 7-Zip, WinRAR; АdobePageMaker 7.0, программное обеспечение для обработки аудио и видео документов в соответствии с Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2024 г. N 499 «О\б утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Основными организации. базами стажировки студентов являются общеобразовательные 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Информатика для гуманитариев: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.]; под редакцией Г. Е. Кедровой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2025. — 662 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16400-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/565789. 2. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Софронова, А. А. Бельчусов.— 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024.— 469 с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-17959-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/542745. 3. Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии. : учебник для среднего профессионального образования. / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 355 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-20333-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/560669. Дата введения –31.01.2025 Страница 23 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе 4. Новожилов О. П. Информатика в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 320 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-06372-1. — Текст : электронный // ОП Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448995. 5. Трофимов В. В. Информатика в 2 т. Том 1: учебник для среднего профессионального образования. / В. В. Трофимов; под редакцией В. В. Трофимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2025. — 553 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02518-7. — Текст : электронный // ОП Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448997. 6. Трофимов В. В. Информатика в 2 т. Том 2. : учебник для среднего профессионального образования. / В. В. Трофимов; ответственный редактор В. В. Трофимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2025. — 406 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02519-4. — Текст : электронный // ОП Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448998. Дополнительные источники: 1. Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности по информатике». — URL : https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsiiorghanizatsiia-vn.html. 2. Технологии внеурочной деятельности обучающихся : учебное пособие / Н. И. Астахова, Л. Н. Гиенко, Л. Г. Куликова [и др.]. — Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2019. — 192 c. — ISBN 978-5-88210-945-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPRBOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/102874.html (дата обращения: 22.03.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей. Интернет – ресурсы: 1. Вестник образования России. URL: http://www.vestniknews.ru 2. Материалы, предназначенные для реализации образовательного процесса в начальной школе: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 3. Открытый урок. Первое сентября: https://urok.1sept.ru/ 4. Педагогический энциклопедический словарь. URL: http://www.dictionary.fio.ru 5. Российский общеобразовательный портал. URL: http://www.school.ru 6. Современный учительский портал: http://easyen.ru 7. Социальная сеть работников образования nsportal.ru . Портфолио учителей начальных классов: http://nsportal.ru/ 8. Справочно-информационный сайт, содержащий разработки уроков, сценарии, планирование по всем предметам начальной школы, апробированных в опыте работы учителей начальных классов: http://www.uroki.net/ 9. Учительский портал: http://nachschoolmar11.ucoz.ru 10. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ. URL: http://www.obrnadzor.gov.ru 11. Федеральный институт развития образования: http://www.firo.ru 12. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru 13. Федеральный центр образовательного законодательств. URL: http://www.lexed.ru 14. Центр современных образовательных технологий: http://xn--j1aaidmgm.net 15. РЭШ https://resh.edu.ru/ 16. ЦОК https://urok.eduprosvet.ru/ 17. ЕСОО https://edsoo.ru/ Дата введения –31.01.2025 Страница 24 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Реализация программы ПМ.01 обеспечивается квалифицированными педагогическими кадрами. В реализации программы профессиональной переподготовки участвуют 2 преподавателя, 2 из которых имеют высшую категорию. Доля преподавателей, имеющих высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), составляет 100%. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы имеет 2 преподавателя, отвечающих за освоение слушателями разделов, 2 преподавателя прошли стажировку в профильных организациях. Все педагоги прошли повышение квалификации. Информация о персональном составе педагогических работников размещается на сайте колледжа http://kpk.uralschool.ru/. Дата введения –31.01.2025 Страница 25 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе ПМ 01 МДК 01.01 5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю Форма аттестации Преподавание информатики в школе дифференцированный зачет МДК 01.02 Теоретические и методические основы внеурочной деятельности по информатике Теоретические и методические основы преподавания информатики в школе МДК 01.03 Практикум по информационно коммуникационным технологиям дифференцированный зачет Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 1.1. Определять цели, задачи, планировать уроки и внеурочную деятельность по информатике в школе; ПК 1.2. Проводить уроки и внеурочные занятия по информатике в школе; дифференцированный зачет Основные показатели оценки результата На основе нормативных документов, в соответствие с требованиями диагностичности и результативности определяет цели и задачи урока/ внеурочного занятия по информатике Выделяет этапы урока/ внеурочного занятия по информатике в соответствии с типом урока/ занятия Отбирает содержание / внеурочного занятия по информатике в соответствие с темой, поставленной целью, задачами, типом занятия, возрастными и индивидуальными особенностями Определяет средства, методы и формы обучения в соответствии с целями и задачами урока/ внеурочного занятия по информатике Определяет педагогические условия организации урока/ внеурочного занятия по информатике Отбирает программно-методическое обеспечение образовательной деятельности в области информатики Организует процесс постановки целей и задач предстоящей совместной деятельности Организует деятельность обучающихся с учетом отобранных технологий, средств и методов обучения, используя разнообразные формы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся Создает условия, обеспечивающие учебную мотивацию и познавательную активность обучающихся Целесообразно применяет методы Дата введения –31.01.2025 Формы и методы контроля и оценки Анализ продуктов деятельности (методических разработок) Экспертная оценка Наблюдение Экспертная оценка Страница 26 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль по информатике в школе, оценивать процесс и результаты обучения, внеурочной деятельности; ПК 1.4. Анализировать уроки и внеурочные занятия по информатике в школе; индивидуальной помощи обучающимся Применяет учебно-методические материалы по обучению информатике; Целесообразно использует методы контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся Целесообразно использует различные, в том числе и технические, средства обучения Проводит педагогический контроль на уроках/ Наблюдение внеурочных занятиях по информатике Экспертная Осуществляет отбор контрольно-измерительных оценка материалов, форм и методов диагностики результатов обучения; Интерпретирует результаты диагностики достижений, обучающихся; Оценивает процесс и продукты деятельности детей на уроках / внеурочных занятиях по информатике Осуществляет самоанализ (анализ) уроков/ внеурочных занятий по информатике информатики с учётом требований Анализирует конспекты уроков / внеурочных занятий по информатике для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам ПК 1.5. Вести Без нарушений ведет документацию, документацию, обеспечивающую обучение информатике, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности по преподавание информатике в школе информатики, организацию внеурочной деятельности по информатике в школе. ОК. 01 Выбирать Умения: распознавать задачу и/или проблему способы решения в профессиональном и/или социальном контексте; задач анализировать задачу и/или проблему и выделять профессиональной её составные части; определять этапы решения деятельности задачи; выявлять и эффективно искать применительно к информацию, необходимую для решения задачи различным и/или проблемы; контекстам составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью Дата введения –31.01.2025 Экспертная оценка Наблюдение Собеседование Экспертная оценка Экспертная оценка продуктов деятельности Экспертная оценка в ходе выполнения проектной работы. Экспертная оценка на практическом занятии Страница 27 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Преподавание информатики в школе ОК. 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной ОК 03 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений Дата введения –31.01.2025 Экспертная оценка продуктов деятельности Экспертная оценка в ходе выполнения проектной работы. Экспертная оценка на практическом занятии Экспертная оценка на практическом занятии Наблюдение Страница 28