Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология Приложение 2 Рабочие программы учебных дисциплин Приложение 2.12 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (квалификация: учитель начальных классов, очная форма обучения, б. 9 кл., приём 2023 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Дата введения 01.09.2023 Страница 1 Страниц 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержденного Приказом Минпросвещения России от 17 августа 2022 г. № 742), с учетом примерной рабочей программы учебной дисциплины «Возрастная психология» примерной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержденной протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 44.00.00 Образование и педагогические науки от 26.10.2022 г. №2). Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Якимова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», высшая квалификационная категория, магистр Дата введения 01.09.2023 Страница 2 Страниц 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 Дата введения 01.09.2023 Страница 3 Страниц 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «ОП.06 Возрастная психология» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ПК1.2 Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами; ПК 2.1 Разрабатывать программы внеурочной деятельности на основе требований ФГОС, примерной образовательной программы и с учетом примерных программ внеурочной деятельности и интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) ПК 3.1. Проектировать и реализовывать современные программы воспитания на основе ценностного содержания образовательного процесса. Особое значение учебная дисциплина имеет при формировании личностных результатов (ЛР): ЛР 7. Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. ЛР 13. Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой. ЛР 15. Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ПК, ОК ОК 01, ПК1.2, ПК 2.1, ПК 3.1. У1 распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; У2 проектировать процесс обучения с Дата введения 01.09.2023 З1 актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; З2 основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; З3 основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития ребенка Страница 4 Страниц 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология учетом индивидуальных особенностей обучающихся; У3 определять педагогические цели, задачи и планируемые результаты организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся; составлять рабочую программу, планы, сценарии внеурочных занятий с учетом деятельностного подхода, особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами; У4находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка; проявлять толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; У5 формулировать цели и задачи воспитания классного коллектива и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; У6 взаимодействовать с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума младшего школьного возраста, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; З4 разработка программ внеурочной деятельности на основе требований ФГОС, на основе примерной образовательной программы и примерных программ внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) З5 способы защиты достоинства и интересов обучающихся, оказавшихся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; особенности адаптации обучающихся к условиям начального общего образования; З6 возрастные особенности обучающихся на ступени начального общего образования 1.3Особое значение дисциплина имеет для обеспечения целевых ориентиров воспитания: Целевые ориентиры Содержание целевых ориентиров Ценности научного Деятельно выражающий познавательные интересы в разных познания предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности.Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной Дата введения 01.09.2023 Страница 5 Страниц 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология деятельности. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 в т.ч. в форме практической подготовки 24 в т. ч.: теоретическое обучение 8 практические занятия 24 курсовая работа (проект) - Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета 2 Дата введения 01.09.2023 2 Страница 6 Страниц 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология 2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология Объем в часах Наименование разделов и тем Содержание и формы организации деятельности обучающихся Тема 1.1. Закономерности психического развития человека как субъекта деятельности Содержание 1. Предмет и задачи возрастной психологии. Основные теории психического развития. Факторы развития психики ребенка. Закономерности возрастного развития. 2. Возрастная периодизация психического развития. Критерии периодизации. 3. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития. Проблемы возрастных кризисов. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 1. Письменная работа «Возрастная периодизация психического развития». Практическое занятие 2. Зона ближайшего развития: решение психолого-педагогических задач; составление рекомендаций для учителя Теоретические занятия (час.) Дата введения – 01.09.2022 Лабораторные и практические занятия (час.) Промежуто чная аттестация (час.) Самостоятельная работа (час.) Коды компетенций, ЛР, формированию которых способствует элемент программы ОК 01, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 3.1 ЛР 7, ЛР 15 Формируемые знания, умения З1-З3, У1, У3 2 2 4 Страница 7 Страниц 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология Тема 1.2. Возрастные особенности психического развития человека начальных классов. Практическое занятие 3. Сравнительный анализ теорий психического развития (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология) Практическое занятие 4. Основы организации психолого-педагогической помощи школьникам в преодолении возрастных кризисов. Учет сенситивных периодов в развитии при обучении. Содержание 1. Младенчество. Новорожденность. Когнитивное, эмоциональное и двигательное развитие на первом году жизни. 2. Раннее детство. Дошкольный возраст: развитие психических функций и личности. Готовность к школьному обучению. 3. Младший школьный возраст: развитие познавательной сферы и личности. Учебная деятельность младшего школьника. Особенности адаптации обучающихся к условиям начального общего образования. 4. Психология подростка: психофизиологическое развитие, личность и интеллектуальная сфера. индикаторы Индивидуальные особенности траекторий жизни, их Дата введения – 01.09.2022 2 4 0,5 ОК 01, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 3.1. ЛР 7,ЛР13, ЛР15 З4-З6, У1, У2, У3-У5 У6 0,5 4 0,5 Страница 8 Страниц 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология возможные девиации 5. Ранняя юность. Психологические особенности старшеклассников. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 5. Составление рекомендаций для родителей «кризис 3-х лет», «кризис 7 лет» «подростковый кризис 11-12 лет». Практическое занятие 6. Решение психолого-педагогических задач по дошкольному возрасту. Практическое занятие 7. Решение психолого-педагогических задач по младшему школьному возрасту Практическое занятие 8. Решение психолого-педагогических задач по подростковому возрасту Самостоятельная работа: подготовка к дифференцированному зачету Курсовой проект (работа) Промежуточная аттестация: комплексный дифференцированный зачет Всего 0,5 4 2 4 2 2 0 2 8 24 34 2 2 36 Дата введения – 01.09.2022 Страница 9 Страниц 14 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет: Кабинет педагогики и психологии. Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине « Основы психологии». Для реализации учебной дисциплины создано комплексное учебно-методическое обеспечение. Ссылка на комплексное учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины https://disk.yandex.ru/d/z5G_ZPSBzn23UQ 3.2. Информационное обеспечение реализации программ 3.2.1. Основные электронные издания Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии : учебник для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 477 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-59916-6288-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490180*ПОП Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 460 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00646-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511989 *ПОП 3.2.2. Дополнительные источники Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-03657-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514439 Сорокоумова Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 227 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-04323-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514587 *ПОП Хилько М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 202 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00142-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514537 *ПОП Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: учебник для учреждений СПО: ЭУМК. – Москва: Издательский центр «Академия», 2021. – 496 с. Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы по учебной дисциплине: Академическая психология – практике http://www.portal-psychology.ru/ Дата введения – 01.09.2023 Страница 10 Страниц 14 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология Флогистон http://flogiston.ru/library Вопросы психологии http://www.voppsy.ru Психологические исследования http://psystudy.com http://www.follow.ru/ – библиотека публикаций по психологии http://psy.rin.ru/ Психология http://www.psycheya.ru/ Психея http://www.psyhistory.ru/ - Электронный журнал по истории психологии http://www.psyedu.ru/ Психологическая наука и образование Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology/ http://jvnd.ru/ Журнал высшей нервной деятельности И.П. Павлова http://psi.webzone.ru Психологический словарь Сайт по психологии: описание психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов: http://azps.ru Дата введения – 01.09.2023 Страница 11 Страниц 14 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Результаты обучения Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; проектировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; определять педагогические цели, задачи и планируемые результаты организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся; составлять рабочую программу, планы, сценарии внеурочных занятий с учетом деятельностного подхода, особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка; проявлять толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; формулировать цели и задачи воспитания классного коллектива и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; взаимодействовать с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума; Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: Критерии оценки Методы оценки Умение решать педагогические и психологические задачи; Соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Умение выявлять и применять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; Соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Владение современными психолого-педагогическими технологиями; Соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Дата введения – 01.09.2023 Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы Оценка ответов в устной/письменной форме; Комплексный дифференцированный зачет Страница 12 Страниц 14 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития ребенка младшего школьного возраста, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; разработка программ внеурочной деятельности на основе требований ФГОС, на основе примерной образовательной программы и примерных программ внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) способы защиты достоинства и интересов обучающихся, оказавшихся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; особенности адаптации обучающихся к условиям начального общего образования; возрастные особенности обучающихся на ступени начального общего образования; Знание психологии как науки; Знание взаимосвязи психологии с другими науками Знание основ психологии личности Знание закономерностей психического развития человека как субъекта образовательного процесса Знать возрастную периодизацию Знать возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся Знать особенности общения и поведения в школьном и дошкольном возрасте Знать особенности групповой динамики обучающихся Знать понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации; Знать причины девиантного поведения Знать основы психологии творчества Дата введения – 01.09.2023 Оценка ответов в устной/письменной форме; Комплексный дифференцированный зачет Страница 13 Страниц 14 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Возрастная психология Дата введения – 01.09.2023 Страница 14 Страниц 14