Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Приложение 2 Рабочие программы учебных дисциплин Приложение 2.9 к ОПОП - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (квалификация: учитель начальных классов, приём 2023 г., б.9 кл., очная форма обучения) РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дата введения – 01.09.2023 Страница 1 Страниц 16 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержденного Приказом Минпросвещения России от 17 августа 2022 г. № 742), с учетом примерной рабочей программы учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» примерной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержденной протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 44.00.00 Образование и педагогические науки от 26.10.2022 г. №2). Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчики: Лотова Г.П., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», высшая квалификационная категория Шаркова Е.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», высшая квалификационная категория Дата введения – 01.09.2023 Страница 2 Страниц 16 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дата введения – 01.09.2023 15 Страница 3 Страниц 16 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла ОПОП-ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 02, ОК 05, ОК 09 Умения Знания У1 определять задачи для поиска информации; У2 определять необходимые источники информации; планировать процесс структурировать получаемую информацию; У3 выделять наиболее значимое в перечне информации; У4 использовать современное программное обеспечение; У5 использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач; У6 уметь грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе У7 использовать современные возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального З1 номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; З2 формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; З3 порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств особенности социального и культурного контекста; З4 правила оформления документов и построения устных сообщений; З5 правила техники безопасности и санитарно-эпидемиологические требования при организации процесса обучения; З6 правила охраны труда и требования к безопасности образовательной среды; З7 современные образовательные Дата введения – 01.09.2023 Страница 4 Страниц 16 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности общего образования; У8 проектировать профессиональную деятельность с использованием современных средств (интерактивного оборудования, мобильных научных лабораторий, конструкторов, в том числе конструкторов LEGO, и др), с использованием ресурсов цифровой образовательной среды; У9 использовать ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды для решения воспитательных задач. технологии, в том числе информационно- коммуникационные; З8 возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; З9 возможности современных средств (интерактивного оборудования, мобильных научных лабораторий, конструкторов, в том числе конструкторов LEGO, и др.), З10 возможности ресурсов цифровой образовательной среды для проектирования и реализации внеурочной деятельности в начальной школе. 1.3 Особое значение дисциплина имеет для обеспечения целевых ориентиров воспитания: Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности Дата введения – 01.09.2023 Страница 5 Страниц 16 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 в т.ч. в форме практической подготовки 32 в т. ч.: теоретическое обучение 0 практические занятия 32 курсовая работа (проект) (при наличии) - Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 Дата введения – 01.09.2023 2 Страница 6 Страниц 16 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Объем в часах Наименование разделов и тем Содержание и формы организации деятельности обучающихся Теоретиче ские занятия (час.) Лабораторн ые и практическ ие занятия (час.) Промежут очная аттестаци я (час.) Самостоят ельная работа (час.) Коды компетенц ий, ЛР формиров анию которых способству ет элемент программ ы Формируе мые знания, умения Раздел 1. Теоретико-прикладные аспекты информатики и ИКТ Тема 1.1. Понятие информации. Операционные системы. Содержание Понятия информации, ее виды. Способы представления информации. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Общий состав персонального компьютера. Операционные системы. Основные функции операционных систем. Файловая система. Рабочий стол. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическая работа 1 Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при техническом (алфавитном) подходе. Интерфейс ОС. Свойства Рабочего стола. Панель задач. Настройки. Практическая работа 2 Файловая система. Проводник. Работа с файлами и папками (создание, копирование, перемещение, переименование, архивирование). Прикладное программное обеспечение. Работа в ОК 02, ОК 05, ОК 09 3 3 З1, З2, З3, У1, У3, У5 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности многооконном режиме. Тема 1.2. Прикладные программные средства Содержание Требования к оформлению документации. Текстовые редакторы: основные возможности и базовые инструменты. Форматы текстовых файлов. Организация и работа с табличными данными. Основы графического дизайна и инфографики. Виды компьютерной графики. Графические редакторы. Создание, форматирование, сохранение текстового документа. Требования к оформлению документации. Форматирование многостраничного документа. Гиперссылка в текстовом редакторе. Стили форматирования. Создание автособираемого оглавления. Создание дидактических материалов средствами MS Word. Абсолютная и относительная адресация в электронных таблицах. Арифметические операции в электронных таблицах В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическая работа 3. Подготовка документов средствами текстового редактора. Знакомство с интерфейсом программы, панелями инструментов и командами, возможностями настройки интерфейса. Обзор основных приёмов и базовых инструментов редактирования текста. Настройка полей, колонтитулов, нумерации страниц. Создание списков и стилей. Вставка и редактирование рисунков, таблиц, диаграмм, фигур и смарт-объектов. Подготовка многостраничного документа к печати. Практическая работа 4. Знакомство с интерфейсом и базовыми функциональными возможностями табличного редактора. Ввод, редактирование и отображение данных. Форматирование ячеек. Абсолютная и относительная ОК 02, ОК 05, ОК 09 2 2 З3, З5, З6, У2,У4, У5 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Тема 1.3. Облачные сервисы и мобильные технологии адресация ячеек. Выполнение расчетов с помощью формул и функций. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Разметка страницы и вывод на печать результатов работы. Практическая работа 5. Создание и оформление презентации. Добавление слайдов и выбор макета. Редактирование текстовых областей и добавление новых шрифтов. Вставка и настройка рисунков, фигур, таблиц, диаграмм, аудио и видео файлов. Выравнивание и расположение ОК 02, ОК 05, ОК 09объектов на слайде. Добавление и настройка анимационных эффектов. Использование триггеров для создание интерактивной презентации. Создание и изменение гиперссылок. Использование режима докладчика при демонстрации презентации. Сохранение презентации в различных форматах. Содержание Сервисы, предоставляемые облачными платформами. Сравнительная характеристика облачных хранилищ. Онлайн-сервисы образовательного назначения. Специализированные образовательные онлайн-ресурсы. Сервисы для организации работы преподавателя. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическая работа 6. Файловые хостинги для виртуального резервного копирования и обмена файлами. Регистрация в системе. Ознакомление с вебинтерфейс сервиса. Работа с облачным диском. Загрузка, размещение и сохранение файлов в облачных хранилищах. Предоставление доступа к файлам. Настройка уровней доступа к разным данным. Совместная обработка файлов и папок, имеющихся на диске. Синхронизация и автоматическая загрузка 2 З3, З5, З7, У5, У7, У8 2 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности файлов. Сравнение облачных хранилищ. Практическая работа 7. Облачные сервисы для загрузки видео файлов и их просмотра другими пользователями. Регистрация на видеохостинге. Создание и настройка канала. Оформление канала. Загрузка и оптимизация видео. Настройка режима доступа. Просмотр статистики и аналитики канала. Создание плейлиста и добавление в него видео. Работа с фонотекой. Встраивание ролика или плейлиста на сторонний ресурс. Методы продвижения. Ключевые слова и хештеги. Практическая работа 8. Онлайн-сервисы для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Создание пустой формы и связывание ее с таблицей ответов. Добавление модулей для вопросов, текста, изображений, видео и разделов. Выбор и настройки типов вопроса. Добавление изображений к вопросу и ответу. Настройка темы оформления. Работа в режиме предпросмотра. Выбор правильных ответов и установка баллов. Создание ссылки для доступа к форме. Просмотр аналитики ответов. Раздел 2. Использование средств ИКТ в профессиональной деятельности Тема 2.1. Содержание Теоретические Цифровая образовательная среда современной основы образовательной организации. Нормативно-правовые цифровизации документы, регламентирующие применение ИКТ в образования образовательном процессе. Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в образовательном процессе Информационная безопасность ребенка. В том числе практических занятий и лабораторных 2 2 ОК 02, ОК 05, ОК 09 З3,З4, З5, З7, У5, У7, У8 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности работ Практическая работа 9. Создание проекта «Безопасная образовательная среда» или информационного стенда по технике безопасности, используя различные средства ИКТ Тема 2.2. Содержание Сетевые Виды коммуникаций. Возможности и преимущества технологии сетевых технологий. Виды сетей. Аппаратные и обработки программные средства организации компьютерных информации и сетей. Локальные сети. Топологии локальных сетей. защита Глобальная сеть Интернет. Подключение к Интернету. информации Адресация в Интернете. Протоколы. Протокол передачи данных ТСР/IР. Адресация в Интернет. Доменная система имен. Службы Интернет. Защита информации в Интернете. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическая работа 10. Знакомство с глобальной сетью Интернет. Поиск информации в Интернет. Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности. Использование тестирующих систем в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа Анализ и поиск информации в Интернете, заполнение аннотированный каталог (таблица) «Анализ педагогических сервисов, электронных образовательных ресурсов, программных педагогических средств и обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности, воспитательной работы обучающихся НОО». Тема 2.3. Содержание 2 ОК 02, ОК 05, ОК 09 З3, З7, З5, У5, У7, У8 ОК 02, ОК З5, З8, З9, 4 2 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Интерактивные средства обучения, применяемые в профессиональ ной деятельности Использование мультимедийной дидактики в образовательном процессе. Типы интерактивных упражнение. Технологические приемы мультимедийной дидактики. Оборудование современной мультимедийной интерактивной аудитории. Виды интерактивных систем голосования. Понятие обучающих программ. Требование к обучающим программам. Отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся. Возможности интерактивной доски для обеспечения образовательного процесса. Технология сайтостроения. Основы сайтостроения. Современные технологии создания сайтов Службы Интернета. Электронная почта. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическая работа 11: Подключение и калибровка интерактивной доски. Знакомство с базовыми возможностями оборудования. Создание упражнений для интерактивной доски используя технологический приемы: доска объявлений, шторка, мельница, закладка, волшебный экран, интерактивная карта. Практическая работа 12. Знакомство с Документкамерой. Возможности Документ-камеры для обеспечения образовательного процесса. Обзор оборудования, используемого в системе интерактивного голосования. Создание вопросов для тестов и опросов. Проверка правильности выполнения задания и мониторинг активности. Практическая работа 13. Конструкторы сайтов. Создание структуры сайта. Работа с меню редактора. Наполнение сайта образовательным контентом. Работа с интерактивными элементами сайта. 05, ОК 09 2 2 4 У5. У6, У9, У10 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Всего 2 0 32 2 34 36 2 Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено следующее специальное помещение: «Лаборатория информатики и информационно – коммуникационных технологий» Лаборатория информационных и коммуникационных технологий, оснащена оборудованием: системные блоки (12 шт.) с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", мониторы (12 шт.), клавиатуры (12 шт.), колонки, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение: СПО (ОС Astra Linux), Архиватор Ark, ПО (текстовый процессор, электронные таблицы, графический редактор, СУБД, презентационный пакет); информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Информатика и информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности». Для реализации учебной дисциплины создано комплексное учебно-методическое обеспечение. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Основные электронные издания Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-20333-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557964. Куприянов Д. В. Информационное обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. В. Куприянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 283 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17829-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537693. Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-20333-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557964 3.2.2. Дополнительные источники Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. URL:http://www.klyaksa.net * Мир информатики. - URL:http://jgk.ucoz.ru/dir. * Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины определять задачи для поиска информации; Умение работать с Оценка результатов определять необходимые источники источниками информации практических работ информации; планировать процесс Соблюдение правил Экспертное структурировать получаемую информацию; техники безопасности и наблюдение за ходом выделять наиболее значимое в перечне гигиенических выполнения информации; требований при практической работы использовать современное программное использовании средств Дифференцированный обеспечение; ИКТ зачет использовать различные цифровые средства Использование для решения профессиональных задач; возможностей цифровой грамотно излагать свои мысли и оформлять образовательной среды документы по профессиональной тематике для решения на государственном языке, проявлять профессиональных задач толерантность в рабочем коллективе; использовать современные возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; проектировать внеурочную деятельность с использованием современных средств (интерактивного оборудования, мобильных научных лабораторий, конструкторов, в том числе конструкторов LEGO, и др), с использованием ресурсов цифровой образовательной среды; использовать ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды для решения воспитательных задач Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины номенклатура информационных источников, Знание информационных Оценка результатов применяемых в профессиональной источников практических работ деятельности; приемы структурирования Знание правил Экспертное информации; оформления документов наблюдение за ходом формат оформления результатов поиска Знание правил техники выполнения информации, современные средства и безопасности и практической работы устройства информатизации; порядок их гигиенических Дифференцированный применения и программное обеспечение в требований при зачет профессиональной деятельности в том числе использовании средств с использованием цифровых средств; ИКТ особенности социального и культурного Знание возможностей контекста; правила оформления документов цифровой и построения устных сообщений образовательной среды правила техники безопасности и санитарноэпидемиологические требования при организации процесса обучения; правила Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности охраны труда и требования к безопасности образовательной среды; современные образовательные технологии, в том числе информационнокоммуникационные; возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; возможности современных средств (интерактивного оборудования, мобильных научных лабораторий, конструкторов, в том числе конструкторов LEGO, и др.), ресурсов цифровой образовательной среды для проектирования и реализации внеурочной деятельности в начальной школе