Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж » Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Приложение 25 к ОПОП СПО программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста, очная форма обучения, на базе 9 классов, приём 2022 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Дата введения 01.09.2022 г. Страница 1 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж » Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1351 Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчики: Усольцева А.Д., преподаватель *Условные обозначения: Подчеркивание текста – единицы ФГОС СПО (ПС) или ПС- единицы из документа Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н Дата введения 01.09.2022 г. Страница 2 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж » Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 22 Дата введения 01.09.2022 г. Страница 3 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж » Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1351 Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана с учетом Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н). Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих общих компетенций (ОК): ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. Профессиональных компетенций (ПК), соответствующих основным видам профессиональной деятельности: ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей. ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные Дата введения 01.09.2022 г. Страница 4 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж » Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального учебного цикла. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; - оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте; - проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; - обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения и воспитания дошкольников. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; - основные закономерности роста и развития организма человека; - строение и функции систем органов здорового человека; - физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; - возрастные анатомо-физиологические особенности детей; - основные закономерности возрастного развития, возрастные скачки, стадии и кризисы развития (ПС). - влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; - основы гигиены детей; - гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; - основы профилактики инфекционных заболеваний; - гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа; самостоятельной работы обучающегося - 32 часа. Дата введения 01.09.2022 г. Страница 5 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж » Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) предусмотрено) Итоговая аттестация в форме экзамена Дата введения 01.09.2022 г. 96 64 19 32 (если Страница 6 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена Наимено вание разделов и тем 1 Раздел 1. Тема 1.1 Человек как целостная биосистем а. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Лекций Практ Сам. раб. Уровень освоения 2 3 4 5 6 Объем часов Уровни организации живой системы. Содержание учебного материала Понятие об уровнях организации живой системы. Клетка - структурная и функциональная единица организации живого. Ткани, их классификация и краткая характеристика. Органы, системы органов, организм, строение и функции систем органов здорового человека . Понятие «гомеостаз», способы поддержания гомеостаза. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и 1 1-2 гигиены человека. Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; Практическая работа 1 Топографическое расположение и строение органов и частей тела Тема 1.2. Периодиз ация онтогенез а Содержание учебного материала Периодизация онтогенеза, его критерии. Характеристика эмбрионального периода развития организма. Изменения с возрастом показателей физического развития. Основные закономерности возрастного развития. Возрастные скачки, стадии и кризисы развития (ПС). Акселерация. Факторы внешней 2 1-2 среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте. Тема 1.3. Содержание учебного материала Дата введения 01.09.2022 г. 2 Страница 7 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Закономе рности роста и развития организмо в. Основные закономерности роста и развития организма: волнообразность, гармоничность, гетерохронность развития. Онтогенез. Генетическая и социальная программа индивидуального развития человека. Влияние 1-2 процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. Основные закономерности роста и развития организма: Самостоятельная работа Заполнение таблицы «структурная организация клетки». Заполнение таблицы «Этапы онтогенеза». Работа с дополнительной литературой, составление тезисов «Учение А. Н. 4 Анохина о системогенезе», «К.Л. Маркосян «Надежность биосистемы» (работа с первоисточниками). На основе анализа тезисов оценить факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте Раздел 2. Тема 2.1. Общий план строения нервной системы здорового человека. Рефлекс. Тема 2.2. Нервная система (н.с.) Содержание учебного материала Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы. Нейрон - основная структурная единицы Н.С. Усложнение структуры нейрона с возрастом. Основные свойства нервных волокон. Связь между нейронами. Синапсы, передача возбуждения в них. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги, ее звенья. Классификация рефлексов. Торможение в центральной нервной системе, его виды и механизм. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Изменения морфофункциональной организации нейрона и синапса с возрастом. Возрастные особенности рефлекторной деятельности организма Практическая работа Строение нервной ткани, нейрона, нерва. Изучение рефлекторной деятельности нервной системы на примере слюноотделительного и коленного рефлексов (составление рефлекторных дуг) Содержание учебного материала Дата введения 01.09.2022 г. 1 1-2 1 2 Страница 8 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Анатомия, физиолог ия, возрастны е особеннос ти центральн ой нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Строение спинного мозга: белое и серое вещество. Функции спинного мозга: рефлекторная, проводниковая. Значение спинного мозга для двигательной функции человека. Профилактика искривления позвоночника в детском возрасте в целях сохранения здоровья спинного мозга. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Функциональное значение различных отделов головного мозга, а также лимбической системы мозга и ретикулярной формации. Причины, профилактика и методы коррекции нервно-психических отклонений у детей. Возрастные особенности головного мозга. Профилактика неврозов у детей. Главные направления деятельности учителя и родителей. Возрастные изменения структуры и функции различных отделов центральной нервной системы. Влияние процессов 1-2 физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение дошкольника. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей; Тема 2.3. Анатомофизиолог ические особеннос ти перифери ческой нервной системы Тема 2.4. Практическая работа Строение спинного мозга в поперечном разрезе. Оболочки спинного мозга. Изучение строения головного мозга на муляже. Содержание учебного материала Топография периферической нервной системы. Значение и особенности функционирования периферической нервной системы. Работа симпатической и парасимпатической нервной системы. Вегетативная нервная система, ее строение и функции, возрастные особенности развития. Черепные нервы, их иннерватика. Становление торможения в процессе развития ребенка. Анатомофизиологические особенности периферической нервной системы детей Практическая работа Коррекция нервно-психических расстройств методами и средствами педагогического воздействия Содержание учебного материала Дата введения 01.09.2022 г. 1 1 1-2 2 2 Страница 9 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Теория ВНД. Теория ВНД. Понятие о низшей и высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах человека. Нейрофизиологические и морфологические основы речи. Моторная и сенсорная речь. Психофизиологические основы индивидуальных различий. Теория И.П. Павлова о типах ВНД. Развитие теории И.П. Павлова о типах ВНД в современной психофизиологии. Понятие о характере и темпераменте. Развитие в процессе онтогенеза безусловного и условного торможения.. и связанные с ними особенности усвоения учебного материала. раздражители Типологические особенности ВНД детей и подростков Особенности развития ВНД у детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения ВНД ребенка. Негативизм. Детские страхи. Практическая работа Семинар «Детские неврозы и их профилактика» Тема 2.5. Содержание учебного материала Развитие Развитие речи у детей, характеристика этапов. речи у Значение речевых стереотипов для развития речи. Образование условных рефлексов детей на речевые у детей разного возраста, зависимость их формирования от ряда факторов. Тема 2.6. Содержание учебного материала Гигиена Гигиена учебно-воспитательного процесса. учебноЗначение режима дня ребенка. Фазы работоспособности, ее дневная периодичность. воспитате Недельная периодичность физиологических функций. Режимные моменты льного дошкольника, принципы организации Способы увеличения двигательной активности процесса. детей. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в ДОУ. Особенности учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. Основы гигиены детей. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. Основы профилактики инфекционных заболеваний. Дата введения 01.09.2022 г. 2 2 2 2 Страница 10 2,3 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Практическая работа Составление и обоснование режима дня для дошкольника Применение знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте; Проведение под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; 2 Самостоятельная работа обучающихся Составление схем «Общий план строения нервной системы», «Строение нейрона», «Строение синапса». Составление педагогических рекомендаций по работе с детьми с Раздел 3. Тема 3.1 Характери стика сенсорны х систем. Тема 3.2 различными типами высшей нервной деятельности. Физиолого-гигиеническая оценка режима дня для детей раннего и дошкольного возраста. Составление альтернативного режима дня в соответствии с санитарными нормами и требованиями. Сообщения студентов «Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии теории ВНД.» Характеристика безусловных и условных рефлексов. Их отличия. Роль торможения в процессах ВНД. Виды торможения. Динамический стереотип, механизм его формирования. Содержание учебного материала Значение сенсорных систем в развитии дошкольника, их классификация. Методы изучения. Структурная организация сенсорных систем. Общие свойства рецепторных образований. Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной сенсорной системы. Особенности их функционирования у детей различного возраста. Сенсорная комната, ее значение. Содержание учебного материала Дата введения 01.09.2022 г. 8 2 1-2 1 Страница 11 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Возрастн ые особеннос ти зрительно го анализато ра Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Свойства глаза и их изменения с возрастом. Световая и цветовая чувствительность у детей различного возраста. Меры, направленные на увеличение чувствительности к различению цветов. Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций. Близорукость. Косоглазие и другие нарушения зрения у детей, их профилактика. Отклонения в нормальном развитии зрительной сенсорной системы. Причины, их вызывающие. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению, окраска стен, мебели. Практическая работа Оценка функциональных показателей зрения: острота зрения, поле зрения, цветовосприятие Тема 3.3 Содержание учебного материала Возрастн Слуховая сенсорная система. ые Строение слуховой системы. Механизмы передачи и восприятия звука. особеннос Чувствительность слухового анализатора у детей. Возрастные изменения порога ти слышимости. Значение слуха в формировании речи, регуляция голоса и развитие слухового певческих способностей. Влияние шума на организм детей и подростков. Борьба с анализато шумом в школе. Меры по профилактике нарушений сенсорной системы. Возрастные ра. особенности формирования обоняния, осязания и вкуса. Практическая работа Изучение остроты слуха. Самостоятельная работа обучающихся Составление рекомендаций для родителей: «Гигиена зрения и слуха». Составление таблицы: «Сравнительная характеристика зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, вестибулярного и тактильного анализаторов». Тема 3.4. Содержание учебного материала Дата введения 01.09.2022 г. 2,3 1 1 2,3 1 3 2 Страница 12 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Общие сведения об опорнодвигатель ном аппарате. Тема 3.5 Нарушени я опорнодвигатель ного аппарата у детей и подростко в. Строение и значение опорно-двигательного аппарата. Функции скелета. Химический состав и строение костей. Строение скелета головы, туловища, конечностей. Развитие и возрастные особенности скелета. Типы соединения костей. Суставы. Строение скелетных мышц, их классификация. Функциональные свойства скелетных мышц. Сила и скорость сокращения. Динамическая и статистическая работа скелетных мышц. Мышечный тонус, его значение, происхождение и условия поддержания. Регуляция двигательной активности. Возрастные особенности двигательной функциональной системы. Рост и развитие костей. Возрастные особенности частей скелета. Сила мышц и скорость их сокращения в различном возрасте. Возрастные особенности развития выносливости мышц. Утомление при разных видах мышечной работы, его механизм, возрастные особенности. Нормативы суточной двигательной активности. Практическая работа Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным. Содержание учебного материала Осанка и факторы, ее определяющие. Физиолого-гигиенические требования к осанке при стоянии, ходьбе, сидении. Виды нарушений осанки. Условия, способствующие образованию патологических изгибов позвоночника, плоскостопия, деформации других частей скелета. Организация домашнего пространство ребенка, место сна. Гигиенические требования к оборудованию учебных помещений. Гигиенические требования к одежде, обуви школьника. Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков и формирование правильной осанки. Гиподинамия, меры борьбы с ней Практическая работа Методы оценки состояния осанки и стопы. 2,3 1 2 Самостоятельная работа Дата введения 01.09.2022 г. 2,3 1 3 Страница 13 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Тема 3.6. Состав, значение крови. Тема 3.7.Возрас тные особеннос ти сердечнос осудистой системы Тема3.8 Оформление буклета по теме: «Условия формирования правильной осанки», «Профилактика плоскостопия», «Профилактика нарушений осанки». Составление перечня гигиенических требований, предъявляемых к посадке и двигательной активности детей Содержание учебного материала Значение, состав крови. Физико-химические свойства плазмы. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их особенности и значение. Иммунные свойства крови. Понятие об иммунологии, антигенах и антителах. Естественные антитела. Группы крови. Резус-фактор. Механизм защитных иммунных реакций. Нервно-гуморальная регуляция кроветворения, ее возрастные особенности. Возрастные особенности иммунных реакций и состава плазмы. Вакцинация. Профилактика инфекционных заболеваний. Переливание крови. Содержание учебного материала Система кровообращения, ее значение. Сосуды системы кровообращения. Давление крови и его измерение. Особенности функционирования сосудов. Регуляция кровообращения. Строение и функции сердца. Физиологические свойства сердечной мышцы. Биоэлектрические явления в сердце. Сердечный цикл. Фазы работы сердца. Методы изучения функционального состояния сердца. Саморегуляция работы сердца. Влияние физических и психических нагрузок на сосуды и сердце. Гуморальная регуляция артериального давления. Возрастные особенности сердечной мышцы. Изменения в системе органов кровообращения при рождении. Изменения строения сердца детей в постнатальный период. Самостоятельная работа обучающихся Составление опорного конспекта «Строение сердца и его возрастные особенности развития». Составление схемы «Состав крови». Составление таблицы «Работа сердца» Содержание учебного материала Дата введения 01.09.2022 г. 2 2 2 1-2 2 2 Страница 14 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Возрастн ые особеннос ти дыхательн ой системы Тема Значение дыхания. Процессы его обеспечивающие. Строение дыхательного аппарата. Механизм вдоха и выдоха. Строение легких, их дыхательные объемы и емкость. Минутный объем дыхания. Обмен газов между воздухом и кровью. Перенос газов кровью. Потребление кислорода. Регуляция дыхания. Особенности дыхания у детей разного возраста и пола. Половые отличия типов дыхания. Показатели внешнего дыхания у детей разного возраста. Предельные величины минутного объема дыхания у детей школьного возраста обоего пола. Возрастные особенности регуляции дыхания. Гигиена дыхания. Воспитание навыков правильного дыхания у детей и подростков. Относительная продолжительность вдоха и выдоха при покое, физической нагрузке. Вредное влияние неправильной осанки на форму грудной клетки и глубину дыхательных движений. Понятие о микроклимате. Изменение состава и свойств под влиянием пребывания учащихся в классе. Значение и способы поддержания в них правильного воздушного режима. Гигиенические требования к проветриванию, температурному режиму, отоплению и отопительным приборам. Борьба с пылью. Влияние никотина на рост и развитие организма. Практическая работа Определение жизненной емкости легких; влияние задержки дыхания на частоту дыхания. Самостоятельная работа Разработка рекомендаций для воспитателя по оздоровлению микроклимата игровой комнаты, спальни, участка детского сада Содержание учебного материала Дата введения 01.09.2022 г. 2,3 1 1 2 2 Страница 15 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена 3.9.Возрас тные особеннос ти пищевари тельной системы Значение и строение органов пищеварения. Методы исследования процесса пищеварения. Значение трудов И.П. Павлова в создании учения о функциях органов пищеварения. Секреторная функция пищеварительных желез. Приспособление их функций к характеру и режиму питания. Пищеварение в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Роль секретов пищеварительных желез. Всасывание. Двигательная функция органов пищеварения, ее значение. Нейрогуморальная регуляция деятельности пищеварительных желез. Зубы молочные и постоянные, их рост и развитие. Возрастные особенности секреторной и моторной функции пищеварительного тракта. Гигиена питания Режим питания детей и подростков. Гигиенические требования к организации питания. Воспитание у детей правильного отношения к еде и выработка санитарногигиенических навыков, связанных с приемом пищи. Оказание первой помощи при отравлении пищевыми продуктами. Дата введения 01.09.2022 г. Страница 16 2 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Тема 3.10.. Обмен веществ и энергии в организме . Тема Содержание учебного материала Значение обмена веществ в организме. Анаболические и катаболические процессы. Обмены белков, жиров, углеводов. Значение этих веществ в организме, конечные продукты обменов. Гипо – и гипергликемия. Рефлекторная регуляция обмена веществ в организме. Витамины. Их общая характеристика. Физиологическое значение. Авитаминозы и гипервитаминозы. Значение минеральных веществ и воды. Регуляция водно-солевого обмена. . Возрастные суточные нормы потребления белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов, их соотношение в рационе. Энергетические нормы питания в зависимости от пола, возраста, условий жизни. Возрастные особенности обмена веществ. Значение изучения энергетического обмена в организме. Калорийность питательных веществ. Источники энергии в организме. Анаэробно – аэробные процессы энергообеспечения. Особенности энергетического обмена у детей и подростков. Неравномерность, гетерохронность и сенситивность в развитии механизмов анаэробных ресурсов энергообеспечения. Особенности энергообеспечения в пубертатный период развития. Практическая работа Составление суточного рациона питания для детей дошкольного возраста Самостоятельная работа Составление схемы «Обмен веществ и превращение энергии». Составление рекомендаций для родителей по профилактики кариеса у детей. Составление буклета «Питание дошкольника» Содержание учебного материала Дата введения 01.09.2022 г. 2 2 3 2 Страница 17 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Значение и строение органов выделения. Состав мочи и механизм ее образования. Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования и мочевыделения. Изменение фильтрационной и концентрационной функций почек с возрастом. Суточное количество мочи у детей разного возраста. Возрастные особенности функционирования почек. Формирование в процессе развития организма нервной и гуморальной регуляции мочеобразования и мочевыделения. Развитие регуляторных механизмов произвольного мочеиспускания у детей. Личная гигиена и профилактика инфекционных заболеваний мочеполовой системы. Самостоятельная работа Дайте рекомендации родителям, чьи дети страдают энурезом. Составление схемы почечного канальца Тема Содержание учебного материала 3.12Возра Строение и значение кожи человека, возрастные особенности строения. стные Значение сосудодвигательных реакций и потоотделения; теплоотдача при различных особеннос условиях температуры, влажности и движение окружающего воздуха. Роль кожи в ти кожи. закаливании. Бактерицидные свойства кожи. Сезонные изменения. Витамин Д и его Закаливан роль в укреплении организма человека. Гигиена кожи. Профилактика кожных ие. болезней. Значение чистоты и целостности кожных покровов. Уход за кожей, волосами, ногтями. Воспитание гигиенических навыков по уходу за кожей, обувью, одеждой. Возрастные особенности сосудистых и потоотделительных реакций кожи. Предельно допустимая отрицательная температура воздуха и скорость ветра для прогулок, игр на воздухе, организации соревнований. 3.11.Стро ение и функции мочевыде лительной системы Закаливание, его значение для дошкольника. Принципы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Правила закаливания, его организация в детских учреждениях. Анализ закаливающих мероприятий, программ. Практическая работа Разработка системы закаливающих мероприятий для детей дошкольного возраста Дата введения 01.09.2022 г. 2,3 1 2 2,3 1 Страница 18 1 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Самостоятельная работа Составление рекомендаций для родителей: «Гигиена кожи. Профилактика грибковых заболеваний». Тема Содержание учебного материала 3.13Возра Понятие об эндокринных железах и гормонах. стная Значение и структура гормонов. Особенности их физиологической активности. эндокрино Взаимодействие желез внутренней секреции; нервной и гуморальной регуляции логия. функций. Гормоны, Гипофиз, его роль в регуляции роста и деятельности других желез внутренней их секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. Щитовидная железа, ее влияние на влияние физическое и умственное развитие организма. Кретинизм, причины его развития, на профилактика. жизнедеят Половые железы, их внутрисекреторная функция. Отклонения от нормального хода ельность полового развития и их причины. Гигиена половых органов. Физиологоорганизма гигиенические основы полового воспитания. . Влияние околощитовидной железы на обмен кальция и фосфора. Надпочечники. Гормоны коркового и мозгового слоев, их влияние на функции организма. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Вилочковая железа, ее влияние на рост, половое созревание и иммунные свойства организма. Возрастные особенности желез внутренней секреции. Самостоятельная работа Заполнение таблицы «Влияние гипер- и гипосекреции эндокринных желез в разные периоды онтогенеза» на основе анализа литературы. Составление схемы «Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции». Раздел 4 . Основы гигиены дошкольников. Тема 4.1 Содержание учебного материала Дата введения 01.09.2022 г. 2 4 2 3 2 Страница 19 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Основы гигиены детей Основные гигиенические требования, предъявляемые к зданиям, земельным участкам, помещениям, мебели, воздушно-тепловому режиму в помещении. Соблюдение гигиенических требований в группе, при организации обучения и воспитания дошкольников. Гигиенические требования к образовательному процессу, 2,3 зданию и помещениям дошкольной образовательной организации. Практическая работа Проведение измерений по санитарно-гигиенической оценке группы. Составление памяток для учителя по обеспечению соблюдения гигиенических требований в группе, при 2 организации обучения и воспитания дошкольников. Обеспечение соблюдения гигиенических требований в кабинете при организации обучения и воспитания дошкольников. Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление с санитарно-гигиеническими требованиями содержания территорий, зданий и помещений и мебели. и правилами в части 1 45 Всего: 19 32 64 96 Дата введения 01.09.2022 г. Страница 20 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного физиологии, анатомии и гигиены человека. Оборудование учебного кабинета: Комплект ученической мебели на 30 чел, доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, Ноутбук Lenovo (6 шт), информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», динамические пособия, микроскоп школьный (6 шт.), микроскоп биологический (1 шт.), предметный столик, предметные стекла, покровные стекла, микропрепараты. область. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Григорьева Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 182 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12305-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblioonline.ru/bcode/447248. Дополнительная литература: 1. Дробинская А. О. Анатомия и физиология человека : учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 421 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-14057-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531720 2. Завьялова Т. П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 167 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09176-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515073. 3. Мальцев В. П. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Мальцев, Е. В. Григорьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 210 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17278-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532771 Ресурсы Internet 1. Анатомия человека. URL : www.vnutry.ru 2. Схемы и рисунки URL : www.anatomy.net.ru Дата введения 01.09.2022 г. Страница 21 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирований, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Умения: определять топографическое расположение и строение органов и физиология и частей тела; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте; обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения дошкольников; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени при проектировании и реализации образовательного процесса; проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; Знания: основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека основные закономерности роста и развития организма человека строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомо-физиологические особенности детей; влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; основы гигиены детей; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; основы профилактики инфекционных заболеваний; гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации. Дата введения 01.09.2022 г. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 практические работы, экзамен практические занятия, самостоятельная работа, экзамен практические занятия, экзамен практические работы, экзамен самостоятельные работы Зачет, контрольные работы, тестирование, экзамен контрольная работа, самостоятельная работа, экзамен контрольные работы, тестирование, самостоятельная работа, тестирование, экзамен практические занятия, самостоятельная работа, экзамен практические работы, контрольные работы, экзамен экзамен практические работы, экзамен Страница 22 Страниц 22