ОП.02. Психология ДО_прием 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Приложение 24
к ОПОП СПО - программе подготовки
специалистов среднего звена по
специальности 44.02.01 Дошкольное
образование (очная форма обучения,
б.9 кл., прием 2022 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. ПСИХОЛОГИЯ

Дата введения 01.09.2022 г.

Страница 1

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности
44.02.01 Дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства образования и
науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1351.
Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/
Разработчик: Баранова
педагогический колледж»

С.А.,

преподаватель

ГАПОУ

СО

«Камышловский

*Условные обозначения:
Подчеркивание текста – единицы ФГОС СПО
(ПС) или ПС- единицы из документа Профессиональный стандарт «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утв. приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н

Дата введения 01.09.2022 г.

Страница 2

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

27

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

28

Дата введения 01.09.2022 г.

Страница 3

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Психология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.02. Психология является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного приказом министерства
образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1351
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Психология разработана в
соответствии с требованиями стандарта ФГОС СПО по компетенции «Дошкольное
воспитание», Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, школьного образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №
544н).
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих общих
компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
профессиональных компетенций (ПК), соответствующих основным видам
профессиональной деятельности:
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его
физическое развитие.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и
его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
Дата введения 01.09.2022 г.

Страница 4

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения
двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого
ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его
самочувствии.
Организация различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование,
лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и
дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов
деятельности и общения детей.
Организация занятий по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного
возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного
воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать
процесс взаимодействия с ними.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
дошкольного образования.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (профессиональная подготовка и курсы повышения
квалификации) для учителей и педагогов.
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального
учебного цикла.

Дата введения 01.09.2022 г.

Страница 5

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять знания психологии при решении педагогических задач;
выявлять индивидуальные и типологические и личностные особенности
воспитанников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой,
основы психологии личности;
закономерности психического развития человека как субъекта образовательного
процесса, личности и индивидуальности;
общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ПС);
возрастные особенности детей дошкольного возраста;
возрастную периодизацию;
психологические законы периодизации и кризисов развития (ПС)
основные психологические подходы к развитию личности: культурноисторический, деятельностный и личностный (ПС);
возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности
обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и
дошкольном возрасте (ПС);
особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
групповую динамику;
понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции
школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
основы психологии творчества.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 159 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 106 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 53 часов.

Дата введения 01.09.2022 г.

Страница 6

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Психология
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена

Дата введения 01.09.2022 г.

Объем часов
159 часов
106 часов
30
11
53 часа

Страница 7

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02. Психология
Наименовани
е разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)

Объем часов

Теорет
ические
занятия
Раздел 1.Введение в психологию
Тема 1.1.
Особенности психологии как науки
Особенности Отличие житейский и научной психологии. Предмет психологии. Место
психологии в системе наук. Задачи современной психологической науки. Связь
психологии
психологии с педагогической наукой и практикой. Структура современной
как науки
психологии. История развития психологической науки. Принципы и методы
психологии: собственно психологические методы, то есть методы эмпирического
сбора данных. Описательные методы: наблюдение, опросные методы,
тестирование,
анализ
продуктов
деятельности,
биографический.
Экспериментальные методы: лабораторный, естественный, констатирующий,
формирующий
эксперимент;
специализированный:
близнецовый;
моделирование, социометрия. Виды, особенности метода, достоинства и
недостатки метода. Оптимальные условия их применения на практике.
Специфика методов общей, возрастной психологии.

Дата введения 01.09.2022 г.

Практи
ческие,
лаборат
орные
занятия

Уровень
освоения

Самосто
ятельна
я работа

2

Страница 8

1

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Природа психики: понятие, функции, связь с ВНД. Понятие психики.
Функции психики: отражения, психической регуляции. Структура психических
явлений: психические процессы, состояния, свойства. Психика и мозг. Психика и
стадии ее развития: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадии в
развитии психики. Сущность различий психики животных и человека. Психика и
сознание. Структура сознания.
Практические занятия:
Применение знаний
по
темам
«Психические
явления»,
«Методы
психологического познания» при решении педагогических задач
Самостоятельная работа обучающихся: варианты междисциплинарных заданий
студентам:
1. Составление опорной таблицы классификации методов психологического
познания (по Б.Г.Ананьеву). Описание одного из методов психологического
познания по заданному плану (определение метода, виды, достоинства и
недостатки)
2. Составление сводной таблицы основных категорий психологии, психических
явлений, процессов и состояний
3. Составить блок-схему по лекции 1.1

Дата введения 01.09.2022 г.

2

1

2

1

1
2

Страница 9

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 1. 2
Факторы и
закономернос
ти развития
психики

Психическое развитие: понятие, линии, показатели
Понятие «развитие», типы, линии развития, понятие «психическое развитие»,
показатели, тенденции психического развития. Соотношение личностного,
интеллектуального и деятельностного развития (по Л.С. Выготскому).
Факторы, движущие силы психического развития Факторы психического
развития: биологический, средовой (Л.С. Выготский, о единстве наследственного
и социального факторов в психическом развитии человека), активность, обучение
и воспитание. Понятие «обучение», «развитие» (согласно Эльконину Д.Б.).
Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в психологопедагогической науке (Д. Уотсон, У. Джеймс; Ж. Пиаже, В. Штерн; Л.С.
Выготский). Зона ближайшего развития и уровень актуального развития (Л.С.
Выготский, Маркова К.А.). Признаки развивающего обучения.
Закономерности возрастного развития человека как субъекта образования
Законы психического развития (по Л.С. Выготскому). Закономерности
психического развития человека как субъекта образовательного процесса,
личности и индивидуальности. Общие закономерности психического развития:
неравномерность (сензитивность, смена критических и литических периодов,
доминирующий процесс), стадиальность (социальная ситуация развития, ведущая
деятельность, возрастные новообразования), эволюция и инволюция,
целостность, цикличность. Механизмы психического развития: интериоризация,
идентификация, отчуждение, интеграция, компенсация. Психологические законы
кризисов развития: закон чередования и др. (ПС)
Практические занятия:
1. Закономерности, факторы возрастного развития человека как субъекта
образования (решение психологических задач).
2. Деловая игра «Психологические проблемы возрастного развития»
Контрольные работы по темам 1.1 и 1.2

Дата введения 01.09.2022 г.

2

2-3

2

1

1
2
1

Страница 10

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 1. 3
Возрастная
периодизация

Самостоятельная работа обучающихся: варианты междисциплинарных заданий
студентам:
1. Подготовка к деловой игре по теме «Психологические проблемы возрастного
развития»
2. Составление конспекта Общие закономерности развития ребенка в раннем и
дошкольном возрасте на основе анализа статьи H.С. Лейтес «К проблеме
сензитивных периодов психического развития человека»
Анализ подходов к периодизации психического развития в отечественной и
зарубежной науке.
Возрастная периодизация и образование. Проблема возрастной периодизации.
Психологические законы периодизации: смена ведущей деятельности как основа
периодизации детского развития и др. Критерии периодизации. Три группы схем
возрастной периодизации. Периодизации по внешнему критерию (подход Рене
Заззо, В. Штерна). Периодизации по внутреннему одному критерию детского
развития (схемы П.П. Блонского, З. Фрейда, Ж. Пиаже). Периодизации на основе
выделения существенных особенностей психического развития ребенка (схемы
Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского).
Характеристика социальной ситуации развития, ведущих видов
деятельности, центральных новообразований в различные возрастные
периоды.
Младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный
возраст, подростковый и юношеский возраст, молодость, зрелось, пожилой и
старческий возраст. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность,
центральные новообразования в различные возрастные периоды. Центральные
задачи возрастов.
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте(ПС)
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление сравнительной таблицы подходов к проблеме возрастной
периодизации Д.И. Фельдштейна Д.Б. Эльконина.
Дата введения 01.09.2022 г.

1
1

2

2-3

2

2-3

1

Страница 11

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Раздел 2. Психология деятельности и познавательных процессов в раннем и дошкольном
возрасте
Тема 2.1
Понятие, структура и виды деятельности. Умения, навыки привычки.
Деятельность Человек как субъект деятельности. Структура и виды деятельности. Деятельность
как способ бытия человека, как творческое преобразование им мира и самого
ребенка
себя. Принцип единства сознания и деятельности. Внешняя и внутренняя
раннего и
дошкольного деятельность. Процессы интериоризации – экстериоризации в деятельности.
Человек как субъект деятельности. Строение деятельности: цели, мотивы,
возраста
средства деятельности. Этапы освоения деятельности. Обучение как форма
освоения деятельности. Знания, умения, навыки и привычки как продукты
освоения деятельности. Основные виды деятельности. Игра, учение, труд, их
психологические характеристики.
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем
возрасте(ПС).
Развитие предметной деятельности. Зарождение игровой деятельности Развитие
рисования и конструирования в раннем детстве.
Особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном
возрасте(ПС).
Общая характеристика и ценность возраста. Развитие деятельности дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Развитие
продуктивных видов деятельности дошкольника (рисование, конструирование и
др.). Зарождение элементов учебной деятельности у дошкольника.
Практические занятия:
Применение знаний по темам: «Человек как субъект деятельности. Структура и
виды деятельности», «Развитие предметной деятельности в раннем детстве»,
«Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника» при решении
педагогических задач.
Контрольные работы по темам 1.3. и 2.1

Дата введения 01.09.2022 г.

2

1

2

1

1

1

Страница 12

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 2.2
Ощущение и
восприятие
ребенка
раннего и
дошкольного
возраста

Самостоятельная работа обучающихся: варианты междисциплинарных заданий
студентам:
1. Составить блок-схему по теме 2.1
2. Подготовка к контрольной работе по темам 1.3. и 2.1
Ощущение и восприятие как чувственный уровень познания.
Ступени познания человеком мира, и их взаимосвязь. Понятие об ощущениях.
Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений. Общие свойства
ощущений. Компенсаторные возможности ощущений. Понятие о восприятиях.
Виды восприятия. Чувствительность как предпосылка восприятия. Виды
чувствительности. Абсолютная чувствительность. Чувствительность к
различению. Адаптация. Свойства восприятия – предметность, осмысленность,
константность. Восприятие изображений. Характеристика действий восприятия.
Задачи восприятия. Сенсорные эталоны и способы их применения. Образы как
продукт восприятия. Значение ощущений и восприятий в жизни и деятельности
человека.
Особенности восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Развитие
зрительного и слухового восприятия. Непроизвольность и избирательность
зрительного
восприятия.
Особенности
восприятия
дошкольников:
преобладание зрительного восприятия, связь с мышлением и речью;
эмоциональность, нерасчлененность, синкретизм восприятия.
Практические занятия:
Применение знаний по темам: «Восприятие», «Методы развития восприятие
дошкольника» при решении педагогических задач.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовить сообщения на темы: «Развитие зрительных ощущений»,
«Восприятие как система перцептивных действий»
2. Составить блок-схему по теме 2.2

Дата введения 01.09.2022 г.

1
2
2

2-3

1

2-3

1

2

Страница 13

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 2.3
Внимание
ребенка
раннего и
дошкольного
возраста

Внимание как особая форма психической активности человека.
Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Виды внимания. Свойства внимания. Устойчивость внимания, её зависимость от
значимости объекта и организации деятельности. Объём, переключение и
распределение внимания.
Особенности внимания ребенка раннего и дошкольного возраста.
Преобладание непроизвольного внимания, развитие произвольного и
послепроизвольного внимания. Развитие свойств внимания. Слабость
внутреннего внимания. Методы диагностики внимания у дошкольников.

2

Практические занятия:
Решение педагогических задач по теме: «Методы развития внимания
дошкольника»
Выявление индивидуальных особенностей внимания на основе анализа
видеосюжетов,
фрагментов
психолого-педагогических
характеристик
дошкольников
Самостоятельная работа обучающихся: варианты междисциплинарных заданий
студентам:
1. Составить блок-схему по теме 2.3

Дата введения 01.09.2022 г.

2-3

2

1

Страница 14

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 2.4
Память
ребенка
раннего и
дошкольного
возраста

Память как познавательный процесс
Роль памяти в психической жизни человека. Виды памяти: двигательная,
эмоциональная, образная, словесно – логическая; непроизвольная и
произвольная; кратковременная и долговременная. Взаимосвязь видов памяти.
Основные процессы памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание.
Действия произвольного запоминания, их средства и способы. Сохранение и
восстановление материала в памяти. Индивидуальные различия памяти.
Особенности памяти ребенка раннего и дошкольного возраста.
Преобладание непроизвольной, образной, эмоциональной, двигательной памяти.
Развитие механической и смысловой, долговременной памяти. Значение
сюжетно-ролевой игры для развития смысловой памяти. Методы диагностики
памяти у дошкольников.
Практические занятия:
1.
Решение педагогических задач по теме: «Методы развития памяти
дошкольника». Выявление индивидуальных особенностей памяти воспитанников
на основе анализа фрагментов психолого-педагогических характеристик
дошкольников
Контрольные работы по темам 2.2, 2.3, 2.4
Самостоятельная работа обучающихся: варианты междисциплинарных заданий
студентам:
1. Составление памятки воспитателю «Как учитывать особенности памяти
дошкольников при организации образовательной деятельности» Приемы
запоминания»
2. Составить блок-схему по теме 2.4

Дата введения 01.09.2022 г.

2

2-3

2
1

1

2
1

Страница 15

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 2.5
Мышление
ребенка
раннего и
дошкольного
возраста

Мышление как обобщенное и опосредованное познание действительности.
Виды мышления: репродуктивное, творческое мышление; наглядно-действенное,
наглядно–образное, логическое; теоретическое практическое. Задачи, средства и
способы мыслительных действий в разных видах мышления. Научные и
житейские понятия. Взаимосвязь видов мышления. Мыслительные операции и
формы мышления. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности.
Мышление и речь. Знаки и их использование в мышлении. Знаковая функция
сознания.
Особенности мышления ребенка раннего и дошкольного возраста.
Развитие видов мышления в раннем детстве. Наглядно-действенное мышление
ребенка раннего возраста. Развитие видов мышления дошкольника. Нагляднообразное мышление дошкольника. Эгоцентризм. Развитие мыслительных
операций дошкольника. Руководство развитием мышления дошкольника.
Практические занятия:
Решение педагогических задач по теме: «Мышление», «Методы развития
мышлениядошкольника».
Выявление
индивидуальных
особенностей
мышлениявоспитанников на основе анализа фрагментов психологопедагогических характеристик дошкольников.
Самостоятельная работа обучающихся: варианты междисциплинарных заданий
студентам:
1. Подобрать игры, задания на развитие мышления дошкольников
2. Составить блок-схему по теме 2.5

Дата введения 01.09.2022 г.

2

2-3

2

2

2
2

Страница 16

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 2.6
Воображение
ребенка
раннего и
дошкольного
возраста.

Воображение как познавательный процесс.
Понятие о воображении. Воображение как специфически человеческий вид
деятельности. Виды воображения, процессы. Воображение и личность.
Индивидуальные качества воображения.
Особенности воображения ребенка раннего и дошкольного возраста.
Возникновение воссоздающего воображения в игре и замещающих
действиях ребенка раннего возраста. Развитие воображения: связь с реальным
опытом ребенка, наличие внешней опоры. Особенности образов воображения.
Развитие воссоздающего и творческого воображения, познавательного и
эмоционального.
Практические занятия:
Решение педагогических задач по теме: «Воображение», «Методы развития
воображения дошкольника».
Контрольные работы по темам 2.4,2,5
Самостоятельная работа
Составить обобщающую таблицу по теме «Способы развития воображения в
совместной деятельности с дошкольниками» (на основе анализа учебнометодических материалов, периодических изданий)
Раздел 3. Психология личности ребенка раннего и дошкольного возраста

Дата введения 01.09.2022 г.

2

2-3

1

1
2

Страница 17

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 3.1
Общее
преставление
о личности в
психологии

Человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности:
множество подходов.
Учение о человеке как индивиде в психологии. Индивид как представитель
человеческого рода. Понятия: индивидуальность, личность в психологии.
Психологические различия понятий. Системно – структурное представление о
личности. Особенности индивидуального бытия личности. История исследований
личности. Типы теорий личности.
Пол и возраст. Сознание и бессознательное, сознание и самосознание.
Бессознательные явления в жизни человека. Учение о бессознательном в
психологии. Понятие о механизмах психологической защиты. Анализ подходов к
структуре личности З. Фрейда,Платонова, Асмоловаидр.
Самостоятельная работа
Составить опорную таблицу по теме «Общее преставление о личности в
психологии»

Дата введения 01.09.2022 г.

2

1

2

Страница 18

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 3.2
Теории
личности

Зарубежные теории личности
Психодинамическая теория развития личности. Понимание личности, структура
личности и этапы развития личности по З. Фрейду.
Бихевиористическая теория развития личности. Понимание личности в
бихевиоризме. Подходы Э.Торндайка, Дж. Уотсона, Б. Ф. Скиннера.Теория
социального научения.
Когнитивные теории развития личности. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном
развитии ребенка.
Гуманистические теории развития личности. Подходы А. Маслоу, К. Роджерса к
определению личности, ее структуры и развитию.
Отечественные теории личности. Понимание личности, структурыличности и
ее развития в отечественной психологии. Основные психологические подходы:
культурно-исторический (Л. С. Выготский, Б.Г. Ананьев), деятельностный (С.Л.
Рубинштейн, В.В. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский) и личностный
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец)
к процессу развития личности.
Дошкольный возраст с позиции разных теорий.
Контрольные работы по темам 3.1 и 3.2
Практические занятия:
1. Составление психологического портрета дошкольника и рекомендации
педагогу по
учету личностных особенностей детей с учетом разных
психологических подходов.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка доклада по теории личности (направление по выбору)

Дата введения 01.09.2022 г.

2

2-3

2

2
2

4

Страница 19

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 3.3
Индивидуаль
нотипологическ
ие свойства
личности

Темперамент, типы темпераментов Понятие о темпераменте. Психологические
теории темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Типы
темперамента и их психологическая характеристика. Связь темперамента с
характером и способностями личности. Темперамент и индивидуальный стиль
деятельности личности. Учет типа темперамента при работе с обучающимися.
Взгляд на дошкольника с позиции их темпераментов.
Характер. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера и его
целостность. Типология характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами
личности. Характер и деятельность личности. Формирование характера у
дошкольников.
Способности. Понятие о способностях. Задатки и способности. Структура
способностей. Одарённость, талант, гениальность. Развитие способностей. Роль
интересов и склонностей в развитии способностей. Способности и деятельность.
Основы психологии творчества. Развитие способностей у дошкольников.
Практические занятия:
1.Применение знаний психологии по темам: «Темперамент», «Характер»,
«Способности» при решении педагогических задач. Выявление индивидуальных
и типологических и личностных особенностей воспитанников.
2.Самопрезентация способностей. Собеседование по результатам представления
Контрольные работы: по теме 3.3.
Самостоятельная работа обучающихся: варианты междисциплинарных заданий
студентам.
1. Описать свой тип темперамента и составить саморекомендации.
2. Типология характера. Описать черты своего характера.
3. Составить блок-схему по теме 3.3

Дата введения 01.09.2022 г.

2

2-3

2

2

1

1

2
2
2

Страница 20

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 3.4.
Эмоциональн
о-волевая
сфера
ребенка
раннего и
дошкольного
возраста

Тема 3.5.
Потребностно
мотивационн
ая сфера

Чувства и эмоции человека. Понятие о чувствах. Чувства и потребности
человека. Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроения, стрессы.
Основные эмоциональные состояния. Виды высших чувств, их развитие. Чувства
и личность.
Интенсивное эмоциональное развитие, связь эмоций с восприятием у
ребенка раннего возраста. Эмоции и чувства дошкольника. Положительный
общий фон настроения, эмоциональная стабильность, жизнерадостность,
непосредственность. Методы диагностики эмоций у дошкольников
Воля человека. Воля, её функции. Структура волевого действия. Взаимосвязь
воли с другими сторонами психики. Волевые качества личности. Развитие воли у
дошкольников. Методы диагностики воли у дошкольников.
Практические занятия:
1. Применение знаний психологии по темам: «Эмоции, чувства и воля. Развитие
воли и эмоций у дошкольников» при решении педагогических задач.
Самодиагностика эмоциональных состояний
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
Проанализировать и определить основной эмоциональный тон своего
поведения и деятельности.
2.
Составить блок-схему по теме 3.4
Особенности потребностно-мотивационной сферы дошкольника
Мотивы, потребности как составляющие направленности личности.
Соотношение понятий: мотивация, мотивы, потребности, мотивационная сфера.
Виды, функции мотивации. Ведущие потребности и мотивы у дошкольника.
Способы изучения и формирования мотивации у дошкольников.

Дата введения 01.09.2022 г.

2

2-3

2

2

2

2

Страница 21

1

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Практические занятия:
Применение знаний психологии по темам: «Мотивы и потребности
дошкольников. Развитие мотивационной сферы дошкольников» при решении
педагогических задач. Выявление индивидуальных особенностей мотивов
поведения воспитанников
на основе анализа видеосюжетов, фрагментов
психолого-педагогических характеристик дошкольников
Самостоятельная работа обучающихся: варианты междисциплинарных заданий
студентам:
1. Подбор диагностических методик по выявлению мотивов и потребностей
дошкольников
2.Составить блок-схему по теме 3.5
Тема 3.6.
Особенности самооценки дошкольника
Самооценка Самосознание человека. Самопознание как компонент самосознания.
Самопознание и самооценка. Самооценка и самосознание. Рефлексивное
ребенка
дошкольного сознание. Механизмы и средства рефлексии. Самоактуализация, самооценка
личности. Уровень притязаний. Образ «Я» и его структура. Виды, функции
возраста
самооценки. Особенности самооценки дошкольника. Способы изучения и
формирования самооценки у дошкольников.
Лабораторные работы: Изучение особенностей самооценки
Практические занятия:
Применение знаний психологии по теме: «Самооценка дошкольников» при
решении педагогических задач.
Контрольные работы: по темам 3.3, 3.4, 3.5
Самостоятельная работа обучающихся: варианты междисциплинарных заданий
студентам:
Подбор рекомендации по формированию и развитию самооценки дошкольника.
Раздел 4 Психология межличностных отношений в раннем и дошкольном возрасте
ребенка
раннего и
дошкольного
возраста

Дата введения 01.09.2022 г.

2

1

4

1

2
1

1
1

Страница 22

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 4.1.
Общение
детей раннего
и
дошкольного
возраста

Общение, содержание и структура.
Три стороны общения: перцептивная, интерактивная и коммуникативная.
Средства общения. Формы и функции общения.
Понятие о группах и коллективах. Личность и группа. Взаимоотношения
людей в группах. Групповая динамика. Развитие общения со сверстниками в
раннем детстве. Особенности общения и группового поведения в школьном и
дошкольном возрасте. Развитие форм общения. Детское сообщество.
Практические занятия:
Применение знаний психологии по теме: «Общение дошкольника» при решении
педагогических задач. Выявление индивидуальных особенностей общения
воспитанников, особенностей группы на основе анализа фрагментов психологопедагогических характеристик дошкольников
Контрольные работы: по теме 4.1
Самостоятельная работа обучающихся: варианты междисциплинарных заданий
студентам:
1. Разработка алгоритма наблюдения за взаимоотношениями детей в группе
сверстников.
2. Составление характеристика личности детей с разным статусным положением
в группе
Раздел 5. Психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации,
девиантного поведения детей дошкольного возраста.

Дата введения 01.09.2022 г.

2

1

2

1

1

2
2

Страница 23

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 5.1
Особенности
предупрежден
ия и
коррекции
школьной и
социальной
дезадаптации

Социально-психологическая адаптация: понятие и структура.
Социально-психологическая адаптация, дезадаптация: понятие, структура,
уровни. Причины социально-психологической дезадаптации дошкольников.
Способы изучения СП адаптации ребенка к условиям детского сада.
Психологическая готовность ребенка к школе как фактор его школьной
адаптации. Кризис 7 лет. Психологическая готовность ребенка к школе как
фактор его школьной адаптации. Основные способы изучения психологической
готовности ребенка к школе.
Специфика предупреждения и коррекции дезадаптации ребенка к условиям
детского сада
Понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции
социальной дезадаптации.

2

2

2

Контрольные работы: по теме 5.1
Практические занятия:
1. Семинар-практикум «Трудности в адаптации дошкольников к условиям
детского сада, способы преодоления»
Самостоятельная работа
1. Подбор рекомендаций, составление памятки для воспитателя, родителей по
созданию условий успешной социально-психологической адаптации ребенка к
условиям детского сада.
2. Составление блок-схемы по теме 5.1

Дата введения 01.09.2022 г.

1

1
1

2

2

Страница 24

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Тема 5.2
Особенности
предупрежден
ия и
коррекции
девиантного
поведения
детей
дошкольного
возраста

Девиантное поведение: понятие, виды, причины и специфика проявления у
дошкольников
Понятие девиантного поведения, девиантное и делинквентное поведение.
Типология девиантного поведения. Причины девиантного поведения в
дошкольном возрасте.
Способы выявления, предупреждения и коррекции девиантного поведения
дошкольников
Этапы коррекционной работы: подготовительный, практический, аналитический.
Методы индивидуальной и групповой коррекции. Способы предупреждения
девиантного поведения дошкольников. Работа с семьей по профилактике
девиантного поведения. Понятия, причины, психологические основы
предупреждения и коррекции девиантного поведения.
Контрольные работы: по теме 5.2
Практические занятия:
1.Анализ конкретных ситуаций, психолого-педагогических характеристик по
выявлению признаков девиантного поведения.
2. Семинар-практикум «Способы предупреждения и коррекции девиантного
поведения дошкольников»
Самостоятельная работа
1.Подбор рекомендаций, составление памятки для воспитателя, родителей по
созданию условий успешной социально-психологической адаптации ребенка к
школе, предупреждения и коррекции девиантного поведения младших
школьников
2.Систематизация игр, этюдов и игровых упражнений для коррекции
эмоциональных состояний, и поведения детей.
3. Составление блок-схемы по теме 5.2.

2

1

3

1

2

2

2
3
65

41

53

106

Дата введения 01.09.2022 г.

Страница 25

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Всего:

159

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Дата введения 01.09.2022 г.

Страница 26

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и
психологии.
Оборудование учебного кабинета: комплект ученической мебели на 26 чел., доска
магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска,
информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Психология»
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Иванников В. А. Психология : учебник для среднего профессионального
образования / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 480 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5915-4. — Текст : электронный // ОП
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451094 Учебник для СПО
2. Феоктистова С. В.
Психология : учебное пособие для среднего
профессионального образования / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. — 2е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 234 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-07451-2. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473618
3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для среднего профессионального
образования / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 460 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00646-9. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469858
4. Крысько В. Г. Психология в схемах и комментариях : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Г. Крысько. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 394 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10761-6. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/474909.
Дополнительные источники:
1. Психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования
/ А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 404 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-01461-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/513163.
2. Белякова Е. Г.
Психология : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Е. Г. Белякова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
263 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-8489-7. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/513183.
3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., и др. Психология Под редакцией:
Дубровина И.В. М. : академия, 2017.
Перечень сайтов
Дата введения 01.09.2022 г.

Страница 27

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

1. Портал психологических изданий.URL: http://www.psyjournals.ru/
2. Сайт журнала «Психология».URL: http://www.psychology.ru/
3. Онлайн-журнал «PSYCHOLOGIES».URL: http://www. psychologies.ru/
4. Сайт «Ваш психолог».URL: http://»www.vashpsixolog.ru
5. Сайт «Психология от А до Я». URL: http://wwwpsyznaiyka.net
6. Сайт «А.Я. Психология». URL: http://wwwazps.ru/
7. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Библиотека учебнометодических материалов для студентов, преподавателей и пр. URL: window.edu.ru.
8. Научная электронная библиотека eLIBRARY. URL: http://elibrary.ru/
9. Полнотекстовые электронные библиотеки. URL: http://guide.aonb.ru/library.html.
10. Российский гуманитарный университет. Библиотека учебной и научной
литературы. URL: http://sbiblio.com
11. Сайт журнала “Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология”. URL:
http://www.psy.msu.ru
12. Сайт журнала “Вопросы психологии”. URL: http://www.voppsy.ru
13. Сайт журнала “Психологический журнал”. URL: http://psychol.ras.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
В
результате
освоения
дисциплины Текущий и итоговый контроль:
обучающийся должен уметь:
- экспертиза результатов деятельности
- оценивание презентации результатов
применять знания психологии при решении самостоятельной работы
педагогических задач
Итоговый контроль в форме экзамена
выявлять
индивидуальные
и Текущий контроль:
типологические и личностные особенности - наблюдение за процессами оценки и
воспитанников;
самооценки
- экспертиза результатов деятельности
- оценивание презентаций результатов
самостоятельной работы
Итоговый контроль в форме экзамена

Дата введения 01.09.2022 г.

Страница 28

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся должен знать:
особенности психологии как науки, ее связь
с педагогической наукой и практикой,
основы
психологии
личности,
закономерности психического развития
человека как субъекта образовательного
процесса, личности и индивидуальности;
общие закономерности развития ребенка в
раннем
и
дошкольном
возрастепсихологические
законы
периодизации
и
кризисов
развития
основные психологические подходы к
развитию
личности:
культурноисторический,
деятельностный
и
личностный
особенности становления и развития
детских деятельностей в раннем и
дошкольном возрасте
возрастные особенности детей дошкольного
возраста.
возрастные, половые, типологические и
индивидуальные
особенности
обучающихся, их учет в обучении и
воспитании;

особенности общения и группового
поведения в школьном и дошкольном
возрасте; групповую динамику; понятия,
причины,
психологические
основы
предупреждения и коррекции школьной и
социальной дезадаптации, девиантного
поведения; основы психологии творчества.

Дата введения 01.09.2022 г.

Текущий контроль:
- контрольная работа
- опрос устный и письменный;
- тестирование;
экспертиза
презентаций
результатов
самостоятельной работы
Итоговый контроль в форме экзамена

Текущий контроль:
-контрольная работа
- самоанализ деятельности
- экспертиза результатов деятельности
- оценивание презентаций результатов
самостоятельной работы
Итоговый контроль в форме экзамена
Текущий контроль:
-контрольная работа
- оценивание презентаций результатов
самостоятельной работы
- самоанализ деятельности

Страница 29

Страниц 29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».