Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я лидер: стратегии успеха» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Е.Н.Кочнева Подписано цифровой подписью: КОЧНЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760, ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России, CN=Казначейство России Причина: Я утвердил этот документ Дата: 2 Февраль 2024 г. 10:57:55 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я лидер: стратегии успеха» Возраст детей: от 15 до 20 лет Срок реализации: 9 месяцев Автор-составитель: Квашнин Дмитрий Михайлович, преподаватель Камышлов, 2024 Дата введения – 11.01.2024 Страница 1 Страниц 17 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………..…………………….…..3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………......…….…...6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………….. ………...…………...8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА………………………..…..……........8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………...……………..…....12 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………………....…...13 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………........…... .....16 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ………………..……..……………….……..….....17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………...........................................18 Дата введения – 11.01.2024 Страница 2 Страниц 17 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной общеобразовательной программы Программа развития лидерских качеств «Я – лидер: стратегии успеха» разработана для студентов СПО. Этот период отличается активным формированием личности, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, в связи с этим данная программа направлена на то, чтобы каждый имел возможность проявить себя в качестве лидера, сформировать и развить необходимые для этого компетенции, а также укрепить адекватную самооценку, научиться навыкам саморегуляции, уметь самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их осуществление, уметь правильно выстраивать взаимодействие с окружающими людьми и работать в команде. Настоящая программа направлена на раскрытие индивидуальности, творческого и личностного потенциала, формирование готовности к продуктивной деятельности и профессиональному саморазвитию. Новизна программы Современное общество нуждается в активных, целеустремленных гражданах, обладающих высокими нравственными качествами, стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Актуальность программы Актуальность программы «Я – лидер: стратегии успеха» состоит в том, что позволяет решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений: ФГОС ООО; “Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”; Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства". Содержание программы способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех студентов, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. Педагогическая целесообразность Программа разработана с учетом психологических особенностей обучающихся соответствующего возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте. Дата введения – 11.01.2024 Страница 3 Страниц 17 Программа включает в себя различные формы работы, что способствует активному вовлечению в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы. Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности) и развитии личностных качеств, способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность). Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для освоения студентами очного отделения педагогического колледжа в течение 9 месяцев (январь – май, сентябрь декабрь календарного года). Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и условия набора обучающихся В реализации данной общеобразовательной общеразвивающей программы могут принять участие все желающие студенты в возрасте от 15 до 20 лет. Сроки реализации программы Курс обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я лидер: стратегии успеха» рассчитан на 74 аудиторных часа в течение одного календарного года. Формы и режим занятий. Предполагается проведение занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Итого на освоение программы – 74 часа. Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Для реализации поставленных целей и задач используется линейный принцип построения содержания. Он выражен в последовательном расположении тем программы для постепенного освоения содержания. Программа предусматривает различные формы образовательной деятельности: лекции, обучающие семинары; тренинги; мастер-классы, игры; Дата введения – 11.01.2024 Страница 4 Страниц 17 взаимодействие с органами социальной политики, общественными организациями, ветеранами и другими субъектами взаимодействия; акции, мини-проекты; внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия. Формы подведения итогов реализации программы Формой подведения итогов освоения ДОП внутри объединения проводится в форме защиты собственного портфолио (требования к структуре, содержанию портфолио, критерии его оценки представлены в Приложении). Формой публичного отчета о деятельности станет презентация результатов на творческом отчете, отражающем основные виды деятельности студентов и преподавателя в рамках разработанной программы. Дата введения – 11.01.2024 Страница 5 Страниц 17 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: развитие у обучающихся лидерских качеств и организаторских способностей, формирование активной гражданской позиции. Задачи: Образовательные: - приобретение конкретных социальных и профильных знаний и умений, предусмотренных программой; - знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями; - обучение основам работы с различными видами информации. Развивающие: - развитие творческих способностей; - развитие аналитического и критического мышления, воображения и рефлексивной культуры; - формирование первичных организаторских умений и навыков; - развитие умений представлять материал с помощью средств мультимедийных презентаций; - развитие коммуникативных качеств, умений работать в команде; - развитие навыков студенческого самоуправления; - формирование сплоченного студенческого коллектива; - привитие опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов; - развитие уверенности в себе, умений обмениваться информацией, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, навыка разработки и реализации проектов. Воспитательные: - формирование мотивации к социально значимой деятельности; - воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни; - содействие развитию системы совместной деятельности детей и взрослых; - формирование у детей личной ответственности за выполняемую работу. Дата введения – 11.01.2024 Страница 6 Страниц 17 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Наименование тем занятий Теор. Практ 1 1 1 1 1 1 2 Раздел «Я – лидер» Отличительные черты лидера от руководителя Развитие лидерских качеств. Командообразование Этика и культура взаимоотношений лидера и команды Уровни развития коллектива. Группы и коллективы Формирование команды. Лидер и его команда Раздел «Навыки эффективной коммуникации» Неформальное общение. Деловое общение. Этика и культура делового общения Виды и функции общения. Конфликты и пути их разрешения Способы эффективного общения Раздел «Саморазвитие» Папка достижений. Подготовка своего портфолио Творческий проект. Искусство самопрезентации Раздел «Планирование и проектирование» Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы Исследовательские и социальные проекты, сходства и различия, методика проведения Разработка проекта социальной направленности Представление и защита проекта Раздел «Толерантность» Планирование и реализация вместе с командой общего проекта. Работа в группах Самовоспитание и достижение жизненных целей Раздел «Ораторское искусство» Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи Речевые средства общения. Активное и пассивное слушание Раздел «Профессиональное самоопределение» Профориентационные игры Самоопределение и профориентация Организация и проведение волонтерских акций Раздел «Наставничество» Формы организации наставничества в рамках взаимодействия со студентами 1 курса Формы работы по развитию интеллектуальных, творческих способностей, командообразованию, выявлению лидеров среди групп студентов 1 курса Разработка, подготовка и проведение мероприятий для студентов 1 курса. Раздел «Вожатское мастерство» Основы организаторской деятельности в лагере Формы работы вожатого Дата введения – 11.01.2024 Страница 7 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 1 3 4 1 1 1 3 Страниц 17 Организация взаимодействия с пришкольными детскими лагерями Раздел «Мастерская оформителя» 28. Оформительский практикум. Теория красок и цветоведения. 29. Техника тонирования, набрызга, акварельная. 30. Работа с шаблоном. Шрифт, рамки. 31. Оформление стенгазет, стендов 32. Сувенирный практикум. Изготовление открыток к празднику. 33. Изготовление буклетов. Раздел «Портфолио лидера» 34. Портфолио лидера. Виды портфолио 35. Защита портфолио достижений и работ по итогам освоения курса ДООП «Я лидер – стратегии успеха» Итого: 2 27. Дата введения – 11.01.2024 Страница 8 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 74 Страниц 17 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел «Я – лидер» Отличительные черты лидера от руководителя Развитие лидерских качеств. Командообразование Этика и культура взаимоотношений лидера и команды Уровни развития коллектива. Группы и коллективы Формирование команды. Лидер и его команда Раздел «Навыки эффективной коммуникации» Неформальное общение. Деловое общение. Этика и культура делового общения Виды и функции общения. Конфликты и пути их разрешения Способы эффективного общения Раздел «Саморазвитие» Папка достижений. Подготовка своего портфолио Творческий проект. Искусство самопрезентации Раздел «Планирование и проектирование» Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы Исследовательские и социальные проекты, сходства и различия, методика проведения Разработка проекта социальной направленности Представление и защита проекта Раздел «Толерантность» Планирование и реализация вместе с командой общего проекта. Работа в группах Самовоспитание и достижение жизненных целей Раздел «Ораторское искусство» Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи Речевые средства общения. Активное и пассивное слушание Раздел «Профессиональное самоопределение» Профориентационные игры Самоопределение и профориентация Организация и проведение волонтерских акций Раздел «Наставничество» Формы организации наставничества в рамках взаимодействия со студентами 1 курса Формы работы по развитию интеллектуальных, творческих способностей, командообразованию, выявлению лидеров среди групп студентов 1 курса Разработка, подготовка и проведение мероприятий для студентов 1 курса. Дата введения – 11.01.2024 Страница 9 Страниц 17 Раздел «Вожатское мастерство» Основы организаторской деятельности в лагере Формы работы вожатого Организация взаимодействия с пришкольными осенними детскими лагерями Раздел «Мастерская оформителя» Оформительский практикум. Теория красок и цветоведения. Техника тонирования, набрызга, акварельная. Работа с шаблоном. Шрифт, рамки. Оформление стенгазет, стендов Сувенирный практикум. Изготовление открыток к празднику. Изготовление буклетов. Раздел «Портфолио лидера» Портфолио лидера. Виды портфолио Защита портфолио достижений и работ по итогам освоения курса ДООП «Я лидер – стратегии успеха» Дата введения – 11.01.2024 Страница 10 Страниц 17 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Процесс изучения дисциплины направлен на получение следующих результатов: Личностные компетенции: - способны побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; - умеют подводить итоги, анализировать; - понимают ценность своей активности; - умеют сконцентрироваться, мобилизоваться; - проявляют гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации; - реализуют себя в качестве лидера; - проявляют уважительное отношение ко всем участникам коллектива; - способствуют созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в коллективе, уважительно относится к младшим, сверстникам и взрослым; - положительно оценивают свои творческие возможности; - понимание общественной деятельности как личностно значимой; - способны работать в группе; - доводят начатое дело до конца; - проявляют уверенность в своих силах; - умеют публично выступать. Метапредметные компетенции: - активно участвуют в мероприятиях; - применяют организаторские способности; - способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях; - умеют договариваться в конфликтной ситуации и приходить к общему решению в совместной деятельности; - умеют общаться и взаимодействовать в процессе проведения волонтерской акции, добровольческой деятельности; - оказывают помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий, - представляют результаты собственной творческой деятельности через участие в волонтерских акциях, работу в качестве вожатого; - проявляют толерантность, тактичность; - умеют слушать собеседника и вести диалог; - проявляют коммуникативные качества; - применяют полученные знания, приобретенный опыт творческой деятельности при организации игр, программ среди сверстников. Дата введения – 11.01.2024 Страница 11 Страниц 17 Предметные компетенции: обучающиеся знают: - основы психологии общения; - качества лидера, волонтера, вожатого; - основные правила проведения волонтерских акций, реализации социальных проектов; - специфику и особенности работы в лагере в качестве вожатых; - способы организаторской деятельности; - как правильно организовать работу в отряде, лагере; - способы коммуникативного общения (дружелюбие, отзывчивость); - важные качества лидера Формы подведения итогов реализации программы итоговое собрание с проведением саморефлексии и предъявления экспертной оценки педагога-руководителя; представление результатов деятельности в форме защиты личного портфолио и представления деятельности объединения на организационном собрании в начале следующего учебного года. Дата введения – 11.01.2024 Страница 12 Страниц 17 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1. 2. Месяц Январь № п/ п 3. Число 16.01 Время проведе -ния занятия 14.3016.15 23.01 30.01 14.3016.15 Форма занятия Количество часов Тема занятия Место проведения теор.+ практ. теор.+ практ. практ. 2 Отличительные черты лидера от руководителя Развитие лидерских качеств. Командообразование Этика и культура взаимоотношений лидера и команды Уровни развития коллектива. Группы и коллективы Формирование команды. Лидер и его команда Неформальное общение. Деловое общение. Этика и культура делового общения Виды и функции общения. Конфликты и пути их разрешения Способы эффективного общения Папка достижений. Подготовка своего портфолио Творческий проект. Искусство самопрезентации Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы Исследовательские и социальные проекты, сходства и различия, методика проведения Разработка проекта социальной направленности Представление и защита проекта Планирование и реализация вместе с командой общего проекта. Работа в группах Самовоспитание и достижение жизненных целей Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи Речевые средства общения. Активное и пассивное слушание Ауд. №13 2 2 практ. Февраль 4. практ. 2 13.02 практ. 2 7. 20.02 теор.+ практ. 2 8. 27.02 практ. 2 9. 05.03 практ. 2 10. 12.03 практ. 2 19.03 практ. 2 12. 26.03 практ. 2 13. 02.04 практ. 2 14. 09.04 практ. 2 16.04 практ. 2 16. 23.04 практ. 2 17. 30.04 теор.+ практ. 2 практ. 2 15. 18. Апрель 11. Май 6. Март 06.02 5. 07.05 14.3016.15 14.3016.15 14.3016.15 Дата введения – 11.01.2024 Страница 13 Ауд. №13 Ауд. №13 Ауд. №13 Ауд. №13 Страниц 17 14.05 21.05 практ. практ. 2 2 21. 28.05 практ. 2 22. 03.09 практ. 2 2 17.09 теор.+ практ. практ. 24.09 01.10 практ. практ. 2 2 теор.+ практ. теор.+ практ. практ. практ. 2 2 12.11 теор.+ практ. практ. 30. 19.11 практ. 2 31. 26.11 2 32. 10.12 теор.+ практ. практ. 33. 34. 17.12 24.12 практ. теор.+ практ. практ. 2 2 23. Сентябрь 19. 20. 25. 26. Октябрь 24. 10.09 15.10 28. 05.11 Декабрь Ноябрь 27. 35. 14.3016.15 08.10 22.10 29.10 29. 14.3016.15 31.12 14.3016.15 14.3016.15 2 2 2 2 2 2 2 Дата введения – 11.01.2024 Профориентационные игры Самоопределение и профориентация Организация и проведение волонтерских акций Формы организации наставничества в рамках взаимодействия со студентами 1 курса Формы работы по развитию интеллектуальных, творческих способностей, командообразованию, выявлению лидеров среди групп студентов 1 курса Разработка, подготовка и проведение мероприятий для студентов 1 курса. Основы организаторской деятельности в лагере Формы работы вожатого Ауд. №13 Ауд. №13 Организация взаимодействия с пришкольными осенними детскими лагерями Оформительский практикум. Теория красок и цветоведения. Техника тонирования, набрызга, акварельная. Работа с шаблоном. Шрифт, рамки. Оформление стенгазет, стендов Ауд. №13 Сувенирный практикум. Изготовление открыток к празднику. Изготовление буклетов. Портфолио лидера. Виды портфолио Защита портфолио достижений и работ по итогам освоения курса ДООП «Я лидер – стратегии успеха» Ауд. №13 Страница 14 Страниц 17 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Большую роль в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы играет дидактический и наглядный материал, ведь они добавляют занятиям больше красочности, облегчают понимание изучаемой темы. На занятиях используются электронные презентации по изучаемым темам, DVD, интернет-ресурсы, диски с познавательными фильмами и т.п., а также эффективность деятельности по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимися находится в прямой зависимости от обеспеченности учебно-воспитательного процесса необходимыми методическими материалами и разработками (разработки занятий, дидактический материал, сценарии игр, методическая литература для педагога и т.п.). Кроме того, реализация программы требует наличия оборудованного кабинета, что предполагает: - посадочные места по количеству обучаемых; - рабочее место преподавателя; - доска, - фильмы и ролики для просмотра и прочее. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением; - мультимедиапроектор. Кадровое обеспечение программы предполагает работу одного преподавателя высшей или первой квалификационной категории, коммуникабельного, открытого к взаимодействию. Дата введения – 11.01.2024 Страница 15 Страниц 17 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Для проверки прочности полученных в ходе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля: o вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг); o промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра); o итоговый - в конце года (личное портфолио и портфолио объединения). Дата введения – 11.01.2024 Страница 16 Страниц 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова, Г. Практическая психология / Г. С. Абрамова М., 2019. с. 123. 2. Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев СПб.: Речь, 2021. с. 80 3. Вачков, И. В., Дербко, С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе / И.В. Вачков, С. Д. Дербко. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2019. с. 92 4. Голубева, Ю. А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / Ю. А. Голубева Волгоград, 2016. с. 202 5. Горохова Е.В. «Хочу быть лидером». Н.Н., 2023. 6. Грецев, А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецев Спб.,2023 с. 160 7. Григоренко Ю.Н. «Коллективно-творческие дела». М., 2019. 8. Касьянов, С. А. Энциклопедия психологических тестов / С. А. Касьянов. М., 2020. с. 341 9. Кристофер, Э., Смит Л. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит СПб, 2021. с. 118 10.Куприянов, Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками. М., 2021 11.Левина, О. Г. Сборник социально-педагогических задач-проб. Я., 2020. 12.Лутошкин, А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / А. Н. Лутошкин. М., 2019 с.208 13.Прутченков А.С. «Схема подготовки социального проекта». М., 2021. 14.Прутченков, А. С. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации социального проекта. М., 2019. 15.Рожков М. И. Познай себя. М., 2022. 16.Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М., 2022. 17.Соснин, В. А., Лунев, П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг / В. А. Соснин, П. А. Лунев. М., 2023, с. 156 18.Трухачева, Т. В. Детское движение. М., 2021. 19.Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов / К. Фопель. М., 2019. 20.Царева, Н.П. Проектирование дополнительных образовательных программ нового поколения. М.,2020 21.Ципляева, Е.А. Модель организации досуга и творчества детей 5-11 классы: рекомендации –Волгоград: Учитель, 2021 Дата введения – 11.01.2024 Страница 17 Страниц 17