Я лидер 2024 (1)_подпись

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я лидер: стратегии успеха»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский педагогический
колледж»
Е.Н.Кочнева
Подписано цифровой
подписью: КОЧНЕВА ЕЛЕНА
НИКОЛАЕВНА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва,
OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой
Златоустинский переулок, д. 6, строение
1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство
России, CN=Казначейство России
Причина: Я утвердил этот документ
Дата: 2 Февраль 2024 г. 10:57:55

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я лидер: стратегии успеха»
Возраст детей: от 15 до 20 лет
Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель:
Квашнин Дмитрий
Михайлович,
преподаватель

Камышлов, 2024

Дата введения – 11.01.2024

Страница 1

Страниц 17

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………..…………………….…..3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………......…….…...6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………….. ………...…………...8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА………………………..…..……........8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………...……………..…....12
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………………....…...13
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………........…... .....16
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ………………..……..……………….……..….....17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………...........................................18

Дата введения – 11.01.2024

Страница 2

Страниц 17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Программа развития лидерских качеств «Я – лидер: стратегии успеха»
разработана для студентов СПО. Этот период отличается активным
формированием личности, поиска себя и своего места в жизни, определения
своих склонностей и способностей, в связи с этим данная программа
направлена на то, чтобы каждый имел возможность проявить себя в качестве
лидера, сформировать и развить необходимые для этого компетенции, а также
укрепить адекватную самооценку, научиться навыкам саморегуляции, уметь
самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их
осуществление, уметь правильно выстраивать взаимодействие с
окружающими людьми и работать в команде. Настоящая программа
направлена на раскрытие индивидуальности, творческого и личностного
потенциала, формирование готовности к продуктивной деятельности и
профессиональному саморазвитию.
Новизна программы
Современное общество нуждается в активных, целеустремленных
гражданах,
обладающих
высокими
нравственными
качествами,
стратегическим
мышлением,
неординарным
видением
ситуации,
уверенностью в успехе.
Актуальность программы
Актуальность программы «Я – лидер: стратегии успеха» состоит в том,
что позволяет решать задачи нескольких Государственных программ и
приоритетных направлений: ФГОС ООО; “Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года”; Указ Президента Российской
Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства".
Содержание программы способствует формированию активной
гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной
роли даже у тех студентов, которые в силу ряда причин не имеют ярко
выраженных лидерских способностей.
Педагогическая целесообразность
Программа разработана с учетом психологических особенностей
обучающихся соответствующего возраста. Тематические блоки программы
подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества,
возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств,
важных для эффективной самореализации, самоактуализации и
самоопределения в этом возрасте.
Дата введения – 11.01.2024

Страница 3

Страниц 17

Программа включает в себя различные формы работы, что способствует
активному вовлечению в учебно-воспитательный процесс и более быстрому
достижению педагогических целей за счет приобретения участниками
собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.
Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции
личностных качеств, мешающих достижению жизненного успеха
(неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный
уровень тревожности) и развитии личностных качеств, способствующих
достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка,
толерантность).
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа предназначена для освоения студентами очного отделения
педагогического колледжа в течение 9 месяцев (январь – май, сентябрь декабрь календарного года).
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
условия набора обучающихся
В реализации данной общеобразовательной общеразвивающей
программы могут принять участие все желающие студенты в возрасте от 15 до
20 лет.
Сроки реализации программы
Курс
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Я лидер: стратегии успеха» рассчитан на 74
аудиторных часа в течение одного календарного года.
Формы и режим занятий.
Предполагается
проведение
занятий
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе 1 раз в неделю по 2
учебных часа. Итого на освоение программы – 74 часа.
Реализация программы предполагает сочетание коллективной,
групповой и индивидуальной работы.
Для реализации поставленных целей и задач используется линейный
принцип построения содержания. Он выражен в последовательном
расположении тем программы для постепенного освоения содержания.
Программа предусматривает различные формы образовательной
деятельности:
 лекции, обучающие семинары;
 тренинги;
 мастер-классы, игры;
Дата введения – 11.01.2024

Страница 4

Страниц 17

 взаимодействие с органами социальной политики, общественными
организациями, ветеранами и другими субъектами взаимодействия;
 акции, мини-проекты;
 внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия.
Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов освоения ДОП внутри объединения
проводится в форме защиты собственного портфолио (требования к структуре,
содержанию портфолио, критерии его оценки представлены в Приложении).
Формой публичного отчета о деятельности станет презентация
результатов на творческом отчете, отражающем основные виды деятельности
студентов и преподавателя в рамках разработанной программы.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 5

Страниц 17

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие у обучающихся лидерских качеств и организаторских
способностей, формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
Образовательные:
- приобретение конкретных социальных и профильных знаний и умений,
предусмотренных программой;
- знакомство с интерактивными методами обучения, современными
социальными технологиями;
- обучение основам работы с различными видами информации.
Развивающие:
- развитие творческих способностей;
- развитие аналитического и критического мышления, воображения и
рефлексивной культуры;
- формирование первичных организаторских умений и навыков;
- развитие умений представлять материал с помощью средств
мультимедийных презентаций;
- развитие коммуникативных качеств, умений работать в команде;
- развитие навыков студенческого самоуправления;
- формирование сплоченного студенческого коллектива;
- привитие опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов;
- развитие уверенности в себе, умений обмениваться информацией,
дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, навыка
разработки и реализации проектов.
Воспитательные:
- формирование мотивации к социально значимой деятельности;
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного
отношения к жизни;
- содействие развитию системы совместной деятельности детей и
взрослых;
- формирование у детей личной ответственности за выполняемую
работу.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 6

Страниц 17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.

25.
26.

Наименование тем занятий
Теор.

Практ

1
1

1
1
1
1
2

Раздел «Я – лидер»
Отличительные черты лидера от руководителя
Развитие лидерских качеств. Командообразование
Этика и культура взаимоотношений лидера и команды
Уровни развития коллектива. Группы и коллективы
Формирование команды. Лидер и его команда
Раздел «Навыки эффективной коммуникации»
Неформальное общение. Деловое общение. Этика и культура
делового общения
Виды и функции общения. Конфликты и пути их разрешения
Способы эффективного общения
Раздел «Саморазвитие»
Папка достижений. Подготовка своего портфолио
Творческий проект. Искусство самопрезентации
Раздел «Планирование и проектирование»
Социальное проектирование, специфика, основные правила
составления проектов, оформление работы
Исследовательские и социальные проекты, сходства и различия,
методика проведения
Разработка проекта социальной направленности
Представление и защита проекта
Раздел «Толерантность»
Планирование и реализация вместе с командой общего проекта.
Работа в группах
Самовоспитание и достижение жизненных целей
Раздел «Ораторское искусство»
Основы публичного выступления, ораторское искусство,
культура речи
Речевые средства общения. Активное и пассивное слушание
Раздел «Профессиональное самоопределение»
Профориентационные игры
Самоопределение и профориентация
Организация и проведение волонтерских акций
Раздел «Наставничество»
Формы организации наставничества в рамках взаимодействия
со студентами 1 курса
Формы работы по развитию интеллектуальных, творческих
способностей, командообразованию, выявлению лидеров среди
групп студентов 1 курса
Разработка, подготовка и проведение мероприятий для
студентов 1 курса.
Раздел «Вожатское мастерство»
Основы организаторской деятельности в лагере
Формы работы вожатого
Дата введения – 11.01.2024

Страница 7

2
1

1
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1

1
2
2
2
2

2
1

3

4

1
1

1
3
Страниц 17

Организация взаимодействия с пришкольными детскими
лагерями
Раздел «Мастерская оформителя»
28. Оформительский практикум. Теория красок и цветоведения.
29. Техника тонирования, набрызга, акварельная.
30. Работа с шаблоном. Шрифт, рамки.
31. Оформление стенгазет, стендов
32. Сувенирный практикум. Изготовление открыток к празднику.
33. Изготовление буклетов.
Раздел «Портфолио лидера»
34. Портфолио лидера. Виды портфолио
35. Защита портфолио достижений и работ по итогам освоения
курса ДООП «Я лидер – стратегии успеха»
Итого:

2

27.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 8

1

1

1

1
2
2
1
2
2
1
2
74

Страниц 17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел «Я – лидер»
Отличительные черты лидера от руководителя
Развитие лидерских качеств. Командообразование
Этика и культура взаимоотношений лидера и команды
Уровни развития коллектива. Группы и коллективы
Формирование команды. Лидер и его команда
Раздел «Навыки эффективной коммуникации»
Неформальное общение. Деловое общение. Этика и культура делового
общения
Виды и функции общения. Конфликты и пути их разрешения
Способы эффективного общения
Раздел «Саморазвитие»
Папка достижений. Подготовка своего портфолио
Творческий проект. Искусство самопрезентации
Раздел «Планирование и проектирование»
Социальное проектирование, специфика, основные правила составления
проектов, оформление работы
Исследовательские и социальные проекты, сходства и различия, методика
проведения
Разработка проекта социальной направленности
Представление и защита проекта
Раздел «Толерантность»
Планирование и реализация вместе с командой общего проекта. Работа в
группах
Самовоспитание и достижение жизненных целей
Раздел «Ораторское искусство»
Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи
Речевые средства общения. Активное и пассивное слушание
Раздел «Профессиональное самоопределение»
Профориентационные игры
Самоопределение и профориентация
Организация и проведение волонтерских акций
Раздел «Наставничество»
Формы организации наставничества в рамках взаимодействия со
студентами 1 курса
Формы работы по развитию интеллектуальных, творческих способностей,
командообразованию, выявлению лидеров среди групп студентов 1 курса
Разработка, подготовка и проведение мероприятий для студентов 1 курса.
Дата введения – 11.01.2024

Страница 9

Страниц 17

Раздел «Вожатское мастерство»
Основы организаторской деятельности в лагере
Формы работы вожатого
Организация взаимодействия с пришкольными осенними детскими
лагерями
Раздел «Мастерская оформителя»
Оформительский практикум. Теория красок и цветоведения.
Техника тонирования, набрызга, акварельная.
Работа с шаблоном. Шрифт, рамки.
Оформление стенгазет, стендов
Сувенирный практикум. Изготовление открыток к празднику.
Изготовление буклетов.
Раздел «Портфолио лидера»
Портфолио лидера. Виды портфолио
Защита портфолио достижений и работ по итогам освоения курса ДООП
«Я лидер – стратегии успеха»

Дата введения – 11.01.2024

Страница 10

Страниц 17

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процесс изучения дисциплины направлен на получение следующих
результатов:
Личностные компетенции:
- способны побуждать других людей работать сообща ради достижения
поставленной цели;
- умеют подводить итоги, анализировать;
- понимают ценность своей активности;
- умеют сконцентрироваться, мобилизоваться;
- проявляют гибкость, способность адекватно менять свое поведение в
зависимости от ситуации;
- реализуют себя в качестве лидера;
- проявляют уважительное отношение ко всем участникам коллектива;
- способствуют созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в
коллективе, уважительно относится к младшим, сверстникам и взрослым;
- положительно оценивают свои творческие возможности;
- понимание общественной деятельности как личностно значимой;
- способны работать в группе;
- доводят начатое дело до конца;
- проявляют уверенность в своих силах;
- умеют публично выступать.
Метапредметные компетенции:
- активно участвуют в мероприятиях;
- применяют организаторские способности;
- способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
- умеют договариваться в конфликтной ситуации и приходить к общему
решению в совместной деятельности;
- умеют общаться и взаимодействовать в процессе проведения
волонтерской акции, добровольческой деятельности;
- оказывают помощь в организации и проведении культурно-массовых
мероприятий,
- представляют результаты собственной творческой деятельности через
участие в волонтерских акциях, работу в качестве вожатого;
- проявляют толерантность, тактичность;
- умеют слушать собеседника и вести диалог;
- проявляют коммуникативные качества;
- применяют полученные знания, приобретенный опыт творческой
деятельности при организации игр, программ среди сверстников.
Дата введения – 11.01.2024

Страница 11

Страниц 17

Предметные компетенции: обучающиеся знают:
- основы психологии общения;
- качества лидера, волонтера, вожатого;
- основные правила проведения волонтерских акций, реализации
социальных проектов;
- специфику и особенности работы в лагере в качестве вожатых;
- способы организаторской деятельности;
- как правильно организовать работу в отряде, лагере;
- способы коммуникативного общения (дружелюбие, отзывчивость);
- важные качества лидера
Формы подведения итогов реализации программы
 итоговое собрание с проведением саморефлексии и предъявления
экспертной оценки педагога-руководителя;
 представление результатов деятельности в форме защиты личного
портфолио и представления деятельности объединения на организационном
собрании в начале следующего учебного года.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 12

Страниц 17

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1.
2.

Месяц

Январь

№
п/
п

3.

Число

16.01

Время
проведе
-ния
занятия
14.3016.15

23.01
30.01

14.3016.15

Форма
занятия

Количество
часов

Тема занятия

Место
проведения

теор.+
практ.
теор.+
практ.
практ.

2

Отличительные черты лидера
от руководителя
Развитие лидерских качеств.
Командообразование
Этика
и
культура
взаимоотношений лидера и
команды
Уровни развития коллектива.
Группы и коллективы
Формирование команды. Лидер
и его команда
Неформальное
общение.
Деловое общение. Этика и
культура делового общения
Виды и функции общения.
Конфликты
и
пути
их
разрешения
Способы
эффективного
общения
Папка достижений. Подготовка
своего портфолио
Творческий проект. Искусство
самопрезентации
Социальное проектирование,
специфика, основные правила
составления
проектов,
оформление работы
Исследовательские
и
социальные проекты, сходства
и
различия,
методика
проведения
Разработка проекта социальной
направленности
Представление и защита
проекта
Планирование и реализация
вместе с командой общего
проекта. Работа в группах
Самовоспитание и достижение
жизненных целей
Основы
публичного
выступления,
ораторское
искусство, культура речи
Речевые средства общения.
Активное
и
пассивное
слушание

Ауд.
№13

2
2

практ.

Февраль

4.

практ.

2

13.02

практ.

2

7.

20.02

теор.+
практ.

2

8.

27.02

практ.

2

9.

05.03

практ.

2

10.

12.03

практ.

2

19.03

практ.

2

12.

26.03

практ.

2

13.

02.04

практ.

2

14.

09.04

практ.

2

16.04

практ.

2

16.

23.04

практ.

2

17.

30.04

теор.+
практ.

2

практ.

2

15.

18.

Апрель

11.

Май

6.

Март

06.02

5.

07.05

14.3016.15

14.3016.15

14.3016.15

Дата введения – 11.01.2024

Страница 13

Ауд.
№13

Ауд.
№13

Ауд.
№13

Ауд.
№13

Страниц 17

14.05
21.05

практ.
практ.

2
2

21.

28.05

практ.

2

22.

03.09

практ.

2

2

17.09

теор.+
практ.
практ.

24.09
01.10

практ.
практ.

2
2

теор.+
практ.
теор.+
практ.
практ.
практ.

2

2

12.11

теор.+
практ.
практ.

30.

19.11

практ.

2

31.

26.11

2

32.

10.12

теор.+
практ.
практ.

33.
34.

17.12
24.12

практ.
теор.+
практ.
практ.

2
2

23.

Сентябрь

19.
20.

25.
26.

Октябрь

24.

10.09

15.10

28.

05.11

Декабрь

Ноябрь

27.

35.

14.3016.15

08.10

22.10
29.10

29.

14.3016.15

31.12

14.3016.15

14.3016.15

2

2
2
2

2

2

2

Дата введения – 11.01.2024

Профориентационные игры
Самоопределение
и
профориентация
Организация и проведение
волонтерских акций
Формы
организации
наставничества
в
рамках
взаимодействия со студентами
1 курса
Формы работы по развитию
интеллектуальных, творческих
способностей,
командообразованию,
выявлению лидеров среди
групп студентов 1 курса
Разработка,
подготовка
и
проведение мероприятий для
студентов 1 курса.
Основы
организаторской
деятельности в лагере
Формы работы вожатого

Ауд.
№13

Ауд.
№13

Организация взаимодействия с
пришкольными
осенними
детскими лагерями
Оформительский
практикум.
Теория красок и цветоведения.
Техника
тонирования,
набрызга, акварельная.
Работа с шаблоном. Шрифт,
рамки.
Оформление стенгазет, стендов

Ауд.
№13

Сувенирный
практикум.
Изготовление
открыток
к
празднику.
Изготовление буклетов.
Портфолио
лидера.
Виды
портфолио
Защита портфолио достижений
и работ по итогам освоения
курса ДООП «Я лидер –
стратегии успеха»

Ауд.
№13

Страница 14

Страниц 17

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Большую
роль
в
процессе
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы играет дидактический и
наглядный материал, ведь они добавляют занятиям больше красочности,
облегчают понимание изучаемой темы.
На занятиях используются электронные презентации по изучаемым
темам, DVD, интернет-ресурсы, диски с познавательными фильмами и т.п., а
также эффективность деятельности по освоению дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
обучающимися
находится в прямой зависимости от обеспеченности учебно-воспитательного
процесса необходимыми методическими материалами и разработками
(разработки занятий, дидактический материал, сценарии игр, методическая
литература для педагога и т.п.).
Кроме того, реализация программы требует наличия оборудованного
кабинета, что предполагает:
- посадочные места по количеству обучаемых;
- рабочее место преподавателя;
- доска,
- фильмы и ролики для просмотра и прочее.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
Кадровое обеспечение программы предполагает работу одного
преподавателя высшей или первой квалификационной категории,
коммуникабельного, открытого к взаимодействию.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 15

Страниц 17

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для проверки прочности полученных в ходе освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы знаний и умений,
эффективности обучения по программе организуются три вида контроля:
o вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение
практических умений, беседа, тренинг);
o промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая
(ролевая) игра);
o итоговый - в конце года (личное портфолио и портфолио
объединения).

Дата введения – 11.01.2024

Страница 16

Страниц 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. Практическая психология / Г. С. Абрамова М., 2019. с. 123.
2. Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев СПб.:
Речь, 2021. с. 80
3. Вачков, И. В., Дербко, С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические
основы субъективного подхода к групповой работе / И.В. Вачков, С. Д.
Дербко. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2019. с. 92
4. Голубева, Ю. А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /
Ю. А. Голубева Волгоград, 2016. с. 202
5. Горохова Е.В. «Хочу быть лидером». Н.Н., 2023.
6. Грецев, А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецев Спб.,2023 с.
160
7. Григоренко Ю.Н. «Коллективно-творческие дела». М., 2019.
8. Касьянов, С. А. Энциклопедия психологических тестов / С. А. Касьянов.
М., 2020. с. 341
9. Кристофер, Э., Смит Л. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит СПб,
2021. с. 118
10.Куприянов, Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками.
М., 2021
11.Левина, О. Г. Сборник социально-педагогических задач-проб. Я., 2020.
12.Лутошкин, А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах
организаторской работы / А. Н. Лутошкин. М., 2019 с.208
13.Прутченков А.С. «Схема подготовки социального проекта». М., 2021.
14.Прутченков, А. С. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации
социального проекта. М., 2019.
15.Рожков М. И. Познай себя. М., 2022.
16.Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М., 2022.
17.Соснин, В. А., Лунев, П. А. Учимся общению: взаимопонимание,
взаимодействие, переговоры, тренинг / В. А. Соснин, П. А. Лунев. М., 2023,
с. 156
18.Трухачева, Т. В. Детское движение. М., 2021.
19.Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов
/ К. Фопель. М., 2019.
20.Царева, Н.П. Проектирование дополнительных образовательных программ
нового поколения. М.,2020
21.Ципляева, Е.А. Модель организации досуга и творчества детей 5-11 классы:
рекомендации –Волгоград: Учитель, 2021
Дата введения – 11.01.2024

Страница 17

Страниц 17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».