Программа Организация волонтерства 2024_подпись

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский
педагогический колледж»
Е.Н. Кочнева
Подписано цифровой подписью:
КОЧНЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва,
OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой
Златоустинский переулок, д. 6, строение 1",
L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Казначейство России
Причина: Я утвердил этот документ
Дата: 19 Март 2024 г. 11:12:16

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтёрского отряда»
Возраст детей: от 15 до 20 лет
Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель:
Литвинов Г.Н,
преподаватель

Камышлов, 2024

Дата введения – 11.01.2024

Страница 1

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………..………………………………..3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………………………………..…………......….7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………..………...………….………...9
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА………………………..…...……………...11
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………..…..…………...……16
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК…………………..………...……………17
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………...…..…………...…...19
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ……………………….………..……..………………….20
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………...……………...………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………..…………………..........25

Дата введения – 11.01.2024

Страница 2

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Программа дополнительного образования «Организация волонтёрского
отряда» имеет социально-педагогическую направленность.
Задача социального становления личности учащихся сегодня является
важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у учащихся
сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных
отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в
будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает
организация деятельности по созданию условий для социального становления
учащихся, развития их социальной активности.
Программа

«Организация

волонтёрского

отряда»

направлена

на

формирование нравственных и коммуникативных качеств, активной жизненной
и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации
личности студента через участие в социально полезной деятельности.
Программа имеет следующие особенности:


знакомит с понятиями добровольческой (волонтёрской) деятельности;



позволяет сформировать гражданскую идентичность, нравственные

ценности и мировоззренческую позицию обучающегося;


помогает получить опыт различных форм и методов работы

добровольца (волонтёра), навыки общественной деятельности, а также навыки
социального проектирования и конструирования социальных акций.
Новизна программы
Развитие молодежного добровольческого движения входит в число
приоритетных

направлений

государственной

молодежной

политики.

Добровольчество является одним из эффективных способов получения
молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности,
формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Дата введения – 11.01.2024

Страница 3

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

В

программу

введён

блок

добровольческой

практической

деятельности, направленный на интеграцию студентов в социальнозначимую деятельность и его личностную самореализацию. У участников
объединения расширится возможность взаимодействия, обмена опытом,
создания и проведения совместных проектов, реализации учащимися своего
творческого потенциала путем формирования навыков познания, ценностей и
мотивов нравственного поведения, активной жизненной и гражданской
позиции в социально полезной деятельности.
Актуальность программы
Добровольческая (волонтёрская) деятельность является одной из важных
и актуальных задач социального становления личности подростка. От того,
какие ценности будут сформированы у молодого поколения сегодня, от того
насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит
путь развития нашего общества. В связи с этим важную социально-значимую
роль приобретает организация деятельности по созданию условий для
социального становления подростков, развития их социальной активности. В
настоящее время добровольчество (волонтёрство) стало национальной идеей
государства, которая поддерживается на уровне Президента и Правительства
Российской Федерации. В связи с этим есть потребность в обучении лидеров и
активистов
значительной

добровольческих
утратой

(волонтерских)

нашим

обществом

объединений.
традиционно

В

связи

с

российского

патриотического сознания большое значение приобретает использование
сведений о героических событиях отечественной истории, как основы
патриотического воспитания подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая

целесообразность

общеобразовательной

программы

«Организация волонтерского отряда» определена тем, что поставленные в ней
цели и задачи отвечают социальному заказу общества и современным

Дата введения – 11.01.2024

Страница 4

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

тенденциям развития образования. Ознакомление с принципами волонтерской
деятельности, организация и проведение мероприятий различного уровня будет
способствовать

решению

важнейшей

на

сегодняшний

день

задач

формирования у молодежи морально-нравственных ценностей, патриотизма,
воспитания гуманности. Программа

способствует более разностороннему

раскрытию индивидуальных способностей подростка, которые не всегда
удаётся рассмотреть в общеобразовательных учреждениях, развитию интереса
к

различным

видам

деятельности,

желанию

активно

участвовать

в

продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
Возраст

обучающихся,

участвующих

в

реализации

данной

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
условия набора обучающихся в объединение
В

реализации

данной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы могут принять участие все желающие студенты в возрасте от 15 до
22 лет.
Сроки реализации программы
Курс

обучения

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе «Организация волонтерского отряда» рассчитан
на 74 аудиторных часа в течение одного календарного года.
Формы и режим занятий.
Предполагается

проведение

занятий

по

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе 1 раз в неделю по 2
учебных часа. Количество учебных недель – 37 (20 – в первом полугодии, 17 –
во втором). Итого на освоение программы – 74 часа. Количество занимающихся
в группе не менее 20 человек.
Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой
и индивидуальной работы.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 5

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

Для реализации поставленных целей и задач используется линейный
принцип

построения

содержания.

Он

выражен

в

последовательном

расположении тем программы для постепенного освоения содержания.
Программа

предусматривает

различные

формы

образовательной

деятельности:
 лекции, обучающие семинары;
 тренинги;
 мастер-классы, игры;
 взаимодействие с органами социальной политики, общественными
организациями, ветеранами и другими субъектами волонтерской деятельности;
 акции, мини-проекты;
 внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия.
Формы подведения итогов реализации программы
Формой публичного отчета о деятельности студенческого объединения
станет презентация результатов деятельности отряда на слете студенческих
отрядов колледжа, отражающая основные виды деятельности студентов и
преподавателя в рамках разработанной программы.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 6

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных
качеств, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей
самоопределению и самореализации личности студента через участие его в
социально полезной деятельности.
Задачи программы:
Личностные:
- формировать потребность и способность к улучшению окружающей
жизни; воспитывать патриотизм, доброту, отзывчивость, милосердие;
- воспитывать активную гражданскую позицию;
- формировать потребность в добровольческой деятельности;
- содействовать развитию системы совместной деятельности.
Обучающие (предметные):
- обучить основам волонтерской (добровольческой) деятельности;
- обучить

психологическим знаниям и умениям, позволяющим

подросткам лучше понимать себя;
-

сформировать

представления

о

различных

формах,

методах,

технологиях работы добровольца (волонтёра) в области проведения социальнозначимых мероприятий и общественно полезной деятельности;
- обучить навыкам социального проектирования социальных акций;
- подготовить волонтеров к работе с людьми различных социальных
категорий, с людьми пожилого возраста;
- обучение основам работы с различными видами информации.
Метапредметные:
- формировать первичные организаторские умения и навыки;
- развивать лидерские качества;
- развивать коммуникативные способности, умение работать в команде;
- формировать представления об истории волонтерского движения и
современных практиках волонтерской деятельности;
Дата введения – 11.01.2024

Страница 7

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

- развивать положительную мотивацию к участию в общественной
работе;
- развить умения и навыки самооценки своей деятельности.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 8

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
1.
2.

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов
Теор. Практ. Всего
2
2
8
2
10

2.6

Вводное занятие. Знакомство
Раздел I. Волонтерская деятельность как одна из форм
социального служения
Нормативно-правовая база волонтерской деятельности
Акция «Покорми птиц зимой»
Знакомство с волонтерским направлением #МЫВМЕСТЕ
Понятие «волонтер», «волонтерская деятельность».
История добровольчества в России и за рубежом
Волонтерство как институт формирования и развития
социальной активности молодежи. Роль волонтера в
решении социальных проблем местного сообщества
Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства
в личностном развитии.
Акция «Весточка с родины».

2.7

Акция «МЫВМЕСТЕ»

1

2

3

3.
3.1

Раздел II. Психологическая подготовка волонтеров
Особенности работы с людьми разных возрастных
категорий. Их психологические особенности
Раздел III. Специальная подготовка волонтеров
Акция «Бумеранг добра»

2
2

-

2
2

3
1

3
1

6
2

Помощь ветеранам и пожилым людям
Акция «Жизнь без зависимостей»
Раздел IV. Традиционные и инновационные технологии
в работе волонтера
Игровые технологии в работе волонтера
Проектные технологии в работе волонтера
Раздел V. Формы волонтерской деятельности
Социально-значимые и благотворительные акции.
Социально-значимые проекты
Инновационные формы работы волонтера
Раздел VI. Разработка и реализация мероприятий
волонтерской
направленности
в
ГАПОУ
СО
«Камышловский педагогический колледж»
Акция «Поздравь ветерана»
Акция «Мы – за ЗОЖ!»
Акция «Чистая вода – ветеранам»
Акция «Помощь ветеранам»
Акция «Бумаге – вторую жизнь»
Участие во Всероссийской добровольческой акции «10000
добрых дел в один день»
Акция «Трезвость – это здорово»

1
1
2

1
1
1

2
2
4

1
1
2
1

1
2
1

2
2
4
2

1
-

1
44

2
44

-

4
4
4
4
4
4

4
4
4
4
4
4

-

4

4

2.1
2.2
2.3
2.4

2.5

4.
4.1
4.2
4.3
5.
5.1
5.2
6.
6.1
6.2
7.

7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7

Дата введения – 11.01.2024

2
1
1
1

-

2
1
1
1

1

1

2

1

1

2

Страница 9

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

Акция «Вместе теплее»
Уличная акция «Трезвость – это здорово» с вручением
прохожим информационных памяток с призывом вести
здоровый образ жизни.
7.10 Акция «Буккроссинг»
7.11 Акция «Стоп- ВИЧ/СПИД»
Изготовление и распространение памяток - закладок к
акции «Стоп – ВИЧ/СПИД»
7.12 Участие в городской акции по профилактике ВИЧ инфекции
8. Публичный отчет о результатах деятельности
Волонтерского отряда
Итого:
7.8
7.9

Дата введения – 11.01.2024

-

4
4

4
4

-

4
2

4
2

-

2

2

-

2

2

17

57

74

Страница 10

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Вводное занятие. Знакомство.
Практика (2 ч.): Знакомство с участниками студенческого объединения.
Инструктаж по технике безопасности. Тренинг на знакомство.
Раздел I. Волонтерская деятельность как одна из форм социального
служения (10 часов).
Нормативно-правовая база волонтерской деятельности.
Теория (2 ч.): Законодательные акты РФ, Свердловской области в области
волонтерства. Правовые аспекты деятельности волонтера. Определение прав и
обязанностей

добровольцев.

Федеральные

проекты

и

программы

по

волонтерству. Основы волонтерской деятельности: природа, философия,
базовые ценности, цели и задачи. Понятие «волонтер». Психология личности
волонтера. Мотивация волонтера. Имидж волонтера. История становления
волонтерства в России и мире. Основные мировые волонтерские организации.
Акция «Покорми птиц зимой»
Практика (2ч): Акция предлагает изготовление и развешивание
кормушек, проведение регулярных подкормок зимующих птиц.
Знакомство с волонтерским направлением #МЫВМЕСТЕ
Понятие

«волонтер»,

«волонтерская

деятельность».

История

добровольчества в России и за рубежом. Волонтерство как институт
формирования и развития социальной активности молодежи. Роль
волонтера в решении социальных проблем местного сообщества
Теория (2 ч.): Детские и молодежные добровольческие организации.
Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная
значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в
России.

Кодекс

деятельности:

добровольцев

в

России.

Направления

психолого-педагогическое,

социокультурное,

трудовое,

социально-бытовое,

социально-правовое,

Дата введения – 11.01.2024

волонтерской

профилактическое,

Страница 11

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных
проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады
быстрого реагирования. Волонтерские лагеря.
Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в
личностном развитии.
Теория (1 ч.): Влияние волонтерской деятельности на молодежь.
Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном
развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции.
Социальное

взаимодействие.

Реализация

творческого

потенциала.

Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.
Практика (1 ч.): Диагностика способностей и интересов обучающихся.
Эссе «Что для меня значит быть волонтером?»
Акция «Весточка с родины».
Теория + Практика (1 ч.): Сбор добровольных денежных средств,
приобретение продуктовых наборов, отправка их военнослужащим ВС РФ,
выпускникам Камышловского педагогического колледжа.
Акция «МЫВМЕСТЕ»
Акция взаимопомощи " Мы вместе". В этот период времени волонтеры,
студенты и все желающие смогу посетить мероприятие по сетей для бойцов на
спецоперации.
Раздел II. Психологическая подготовка волонтеров (8 часов).
Особенности работы с людьми разных возрастных категорий. Их
психологический особенности.
Теория (2 ч.): Особенности работы с младшими школьниками.
Психологические

особенности

детей

младшего

школьного

возраста.

Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.
Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический,

Дата введения – 11.01.2024

Страница 12

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к
пожилым в обществе.
Раздел III. Специальная подготовка волонтеров (6 часов).
Акция «Бумеранг добра»
Теория + Практика (2ч): В Бумеранге Добра люди со всей страны
отправляли игрушки, сладкие подарки, предметы первой необходимости,
постельное белье, бытовую технику для малообеспеченных многодетных семей
в Свердловской области.
Помощь ветеранам и пожилым людям.
Теория (1 ч.): Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные
задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические
особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке
дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников в
Доме ветеранов.
Практика

(1

ч.):

Планирование

мероприятий

волонтерской

направленности для людей данной категории.
Акция «Жизнь без зависимостей»
Теория +Практика (2ч): разработка и распространение буклетов,
пропагандирующих ЗОЖ
Раздел IV. Традиционные и инновационные технологии в работе
волонтера (4 часов).
Игровые технологии в работе волонтера.
Теория (1 ч.): Игры – адаптации. Познавательная игра. Коллективное
творческое дело. Игровая программа. Формы и технология проведения.
Алгоритм построения игровых занятий.
Практика (1 ч.): Разработка сценариев игровых программ.
Проектные технологии в работе волонтера.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 13

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

Теория (1 ч.): Сущность проектной технологии. Проекты социальной и
волонтерской направленности.
Практика (1 ч.): Разработка и презентация макета социального проекта.
Раздел V. Формы волонтерской деятельности (6 часов).
Социально-значимые

и

благотворительные

акции.

Социально-

значимые проекты.
Теория (1 ч.): Сущность социально-значимых и благотворительных
акций, их назначение и особенности организации. Сущность социальнозначимых проектов, их назначение и особенности организации.
Практика (1 ч.): Подготовка и планирование социально-значимой /
благотворительной акции. Подготовка и планирование социально-значимого
проекта.
Инновационные формы работы волонтера.
Теория (1 ч.): Разнообразие форм работы волонтера. Инновационные
формы работы.
Практика (1 ч.): Подготовка и планирование мероприятия волонтерской
направленности по одной из инновационных форм.
Раздел VI. Разработка и реализация мероприятий волонтерской
направленности в ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
(44 часа).
Акция «Поздравь ветерана» (приурочена к Дню пожилого человека).
Практика
посвященной

(4

ч.):

Дню

Разработка

мудрости.

сценария

Изготовление

концертной

программы,

подарков

ветеранам

педагогического труда. Проведение праздника.
Акция «Мы – за ЗОЖ!».
Практика

(4

ч.):

Разработка

сценариев

профилактической

направленности для воспитанниц Женской гимназии-интерната, обучающихся
ОО КГО, их реализация.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 14

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

Акция «Чистая вода – ветеранам».
Практика (4 ч.): Доставка чистой родниковой воды ветеранам
педагогического труда Камышловского педагогического колледжа.
Акция «Помощь ветеранам».
Практика (4 ч.): Помощь ветеранам труда на приусадебном участке,
помощь в решении бытовых вопросов (уборка, поход в магазин и т.п.).
Акция «Бумаге – вторую жизнь».
Практика (4 ч.): Сбор макулатуры с участников ОП Камышловского
педагогического колледжа, ее сдача.
Участие во Всероссийской добровольческой акции «10000 добрых дел в
один день».
Практика (4 ч.): Планирование и реализация добровольческих акций для
благополучателей разных категорий.
Акция «Трезвость – это здорово»
Практика (4 ч): Организация разработки информационной памятки для
размещения на сайте и официальной группе колледжа в социальной сети
«ВКонтакте», распространения среди обучающихся и прохожих по теме
«Трезвость – это здорово»
Акция «Вместе теплее».
Практика (4 ч.): Сбор теплых вещей для людей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, их передача в Покровский собор, Комплексный центр
социального обслуживания на селения Камышловского района.
Уличная акция «Трезвость – это здорово» с вручением прохожим
информационных памяток с призывом вести здоровый образ жизни.
Акция «Стоп- ВИЧ/СПИД»
Изготовление и распространение памяток - закладок к акции «Стоп –
ВИЧ/СПИД»
Участие в городской акции по профилактике ВИЧ - инфекции

Дата введения – 11.01.2024

Страница 15

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

Публичный отчет о результатах деятельности Волонтерского отряда
(2 часа).
Практика (2 ч.):

Представление результатов деятельности отряда на

слете отрядов Камышловского педагогического колледжа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Студенты должны знать:
• историю развития волонтерского движения;
• основные добровольческие организации России и мира;
• понятие, виды, алгоритм проведения мероприятий волонтерской
направленности в разных формах;
• правила составления информационного буклета, листовки об акции;
• возрастные психологические особенности людей пожилого возраста,
детей младшего школьного возраста;
• правила выхода из конфликтной ситуации;
Студенты должны уметь:
 организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных
группах;
 уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;
 устанавливать

контакт

с

незнакомыми

людьми,

договариваться,

поддерживать разговор на заданную тему;
 владеть навыками поведения в конфликтной ситуации;
 проводить мероприятия различной направленности для людей разных
возрастных групп;
 вести дневник волонтера, личное и групповое портфолио волонтера;
 заполнять личную книжку волонтера.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 16

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/
п

Месяц

Время
проведения
занятия
18.0114.3016.15

Форма
занятия

Количество
часов

Тема занятия

Место
проведения

практ.
теор.

4

Ауд.
№7

25.01
08.02

теор.
теор.

2
2

Вводное занятие. Знакомство
Нормативно-правовая
база
волонтерской деятельности
Понятие
«волонтер»,
«волонтерская
деятельность».
История
добровольчества
в
России и за рубежом
Акция «Покорми птиц зимой»
Знакомство с волонтерским
направлением #МЫВМЕСТЕ

14.02

теор.

2

Понятие «волонтер»,
«волонтерская деятельность».
История добровольчества в
России и за рубежом.
Волонтерство как институт
формирования и развития
социальной активности
молодежи. Роль волонтера в
решении социальных проблем
местного сообщества

теор.+
практ.

2

Мотивация
волонтерской
деятельности. Роль волонтерства
в личностном развитии.
Акция «Весточка с родины»

Ауд.
№7

Обще
житее
Ауд.
№7

Январь

1.
2.

Число

Февраль

3.
4.

5.

15.02

6.

22.02

14.3016.15

1
2

7.

29.02

теор.

2

Знакомство
с
волонтерским
движением «МЫВМЕСТЕ»
Особенности работы с людьми
разных возрастных категорий. Их
психологические особенности

8.

07.03

2

Акция « Бумеранг добра»

9.

14.03

теор+
практ.
практ.

2

теор +
практ.

2

Помощь ветеранам и пожилым
людям
Акция «Жизнь без зависимостей»
разработка и распространение
буклетов

10.

Март

23.02

теор.+
практ.

28.03

14.3016.15

Дата введения – 11.01.2024

Страница 17

Ауд.
№7

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

04.04

13.

11.04

14.

Апрель

12.

18.04

23.
24.
25.

14.3016.15

практ.
практ.

4
4

02.05
16.05
23.05
30.05
05.09
12.09

14.3016.15

19.09
10.10

14.3016.15

26.

17.10

27.

07.11
14.11
21.11

Ноябрь

28.

2

4
4

Участие
во
Всероссийской
добровольческой акции «10000
добрых дел в один день»

практ.

4

Акция «Трезвость – это здорово»

практ.

4

практ.

2

Участие во всероссийской акции
«Весенняя неделя добра»
Акция «Вместе теплее»

практ.

2

практ.

2

12.12

практ.

2

19.12
26.12
27.12

практ.

2

05.12

30.

Декабрь

14.3016.15

2

14.3016.15

Игровые технологии в работе
волонтера
Проектные технологии в работе
волонтера
Социально-значимые
и
волонтерские акции. Социальнозначимые проекты
Инновационные формы работы
волонтера
Акция «Поздравь ветерана»
Акция «Мы – за ЗОЖ!»
Акция «Чистая вода –
ветеранам»
Акция «Помощь ветеранам»
Акция «Бумаге – вторую жизнь»

4

28.11

29.

31.

2

Май

17.
18.
19.

теор.+
практ.
практ.
практ.
практ.

Сентя
брь

25.04

Октябрь

15.

2

14.3016.15

теор +
практ.
теор.+
практ.
теор.+
практ.

2

Дата введения – 11.01.2024

Уличная акция «Трезвость – это
здорово» с вручением прохожим
информационных памяток с
призывом вести здоровый образ
жизни.
Акция «Буккроссинг»

Ауд.
№7

Ауд.
№7

Ауд.
№7
Ауд.
№7

Ауд.
№7

Ауд.
№7

Акция «Стоп- ВИЧ/СПИД»
Изготовление и распространение
памяток – закладок к акции
«Стоп – ВИЧ/СПИД»
Участие в городской акции по
профилактике ВИЧ – инфекции
Публичный отчет о результатах
деятельности
Волонтерского
отряда

Страница 18

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Большую

роль

в

процессе

по

освоению

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы играют дидактический и
наглядный материал, ведь они добавляют занятиям больше красочности,
облегчают понимание изучаемой темы.
На занятиях используются

электронные презентации по изучаемым

темам, интернет-ресурсы, диски с познавательными фильмами и т.п.
А также эффективность деятельности по освоению дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимися находится
в прямой зависимости от обеспеченности учебно-воспитательного процесса
необходимыми методическими материалами и разработками (разработки
занятий, дидактический материал, сценарии игр, методическая литература для
педагога и т.п.).
Кроме того, реализация программы требует наличия оборудованного
кабинета, что предполагает:
- посадочные места по количеству обучаемых;
- рабочее место преподавателя;
- доска,
- фильмы и ролики для просмотра и прочее.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
Кадровое

обеспечение

программы

предполагает

работу

одного

преподавателя высшей или первой квалификационной категории, имеющего

Дата введения – 11.01.2024

Страница 19

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

опыт внеклассной работы по волонтерской деятельности, коммуникабельного,
открытого к взаимодействию.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для проверки прочности полученных в ходе освоения дополнительной
общеобразовательной

общеразвивающей

программы

знаний

и

умений,

эффективности обучения по программе организуются три вида контроля:
o

вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение

практических умений, беседа, тренинг);
o

промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая

(ролевая) игра);
o итоговый - в конце года (личное портфолио и портфолио
объединения).

Дата введения – 11.01.2024

Страница 20

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Организация

процесса

общеобразовательной

обучения

общеразвивающей

по

дополнительной

программе

«Организация

волонтерства» в колледже предполагает максимальный учёт потребностей,
интересов и личностных особенностей студентов.
Педагогические технологии, используемые в обучении:
 Личностно

–

ориентированные

технологии

позволяют

найти

индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые
условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы,
объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают
ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
 Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить
необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность
и интерес детей к выполняемой работе.
 Технология творческой деятельности используется для повышения
творческой активности детей.
 Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у
детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и
постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке
полученных результатов. В результате происходит активное овладение
знаниями, умениями и навыками.
 Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие
познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие

Дата введения – 11.01.2024

Страница 21

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных
навыков.
Методы, используемые в обучении:
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала
по темам курса, для объяснения применения материала и методики
исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического
материала,

так

и

для

демонстрации

результатов

работы

учащихся.

Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками
детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений
оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или
исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как
помогает

развить

самостоятельность,

познавательную

деятельность

и

активность детей.
Исследовательская

деятельность

помогает

развить

у

детей

наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач
работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных
результатов.
Диагностические:
- педагогическое наблюдение, интервьюирование;
-тестовая диагностика: «Метод недописанного тезиса» Л.В. Байбородова,
«Акт добровольцев» Л.В.Байбородова, «Методика выявления уровня развития
самоуправления»

Л.В.

Байбородова,

М.И.

Рожков

«Диагностика

коммуникативно-организаторских способностей»;
- сертификация обучения;
- коллективные творческие дела;

Дата введения – 11.01.2024

Страница 22

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

- мини-лекции;
- социально-образовательное проектирование;
- психологические тренинги;
- организация соц. практики учащихся;
-проблемные ситуации.
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач,
познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников,
специфики содержания данной образовательной программы и возраста
воспитанников:


деловые, ролевые, интерактивные игры;



упражнения на взаимодействие в группе;



тренинги;



творческие задания;



конкурсы;



проигрывание ситуаций;



дискуссии;



моделирование;



проектирование;



встречи со специалистами и интересными людьми;



экспресс тесты и опросы;



КТД;



беседы;



акции, проекты и т.п.

Программа предполагает подготовку студентов к социально значимой
роли: граждан России, лидеров колледжа, руководителей своей жизни.
Обучение по образовательной программе представляет собой систему
взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых
студенты отряда будут анализировать и моделировать различные ситуации,
Дата введения – 11.01.2024

Страница 23

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в
дискуссиях

и

обсуждениях.

В

ходе

занятий

участники

программы

самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и
сильные стороны, склонности и возможности.
Основной тип занятий — лекция, практикум, экскурсия.
Основная методическая установка — обучение студентов навыкам
самостоятельной
деятельности.

индивидуальной

и

групповой

работы

в

проектной

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности

происходит на основе системы знаний, изложенных в лекционной части
занятия. Кроме индивидуальной работы над проектами, применяется и
групповая работа. В задачи педагога входит создание условий для реализации
ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в
проектных формах работы. На определенных этапах обучения обучающиеся
объединяются в группы для реализации коллективных проектов, т.е.
используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается
публичной защитой результатов и рефлексией. Отбор методов обучения
обусловлен

необходимостью

формирования

информационной

и

коммуникативной компетентностей обучающихся. Решение данной задачи
обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных
компетенций:
• социально-практическая значимость компетенции
• личностная значимость компетенции (зачем учащемуся необходимо
быть компетентным в экологической области);
• знания, умения и навыки, относящиеся к природным ландшафтам и
экологическим объектам;
• способы деятельности по отношению к данным объектам;
• минимально необходимый опыт деятельности обучающегося в сфере
данной компетенции;

Дата введения – 11.01.2024

Страница 24

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации (ст.13; ст.19; ст.30).
2.Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской
Федерации

до

2025

года,

утверждена

распоряжением

Правительства

Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. №2950-р.
3.План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию
добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года
(утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27
декабря 2018 года №2950-р).
4.Общероссийское общественно-государственное движение детей и
молодежи «Движение первых» (далее – Движение) создано и действует в
соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О
российском движении детей и молодежи» (далее – Федеральный закон № 261ФЗ от 14.07.2022).
5.Основы государственной молодежной политики Российской Федерации
на период до 2025 года, утверждены распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р.
6.

План

(волонтерства)

мероприятий
в

Российской

по

реализации

Федерации

до

Концепции

содействия

2025

(утвержден

года

распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года
№2950-р).

Дата введения – 11.01.2024

Страница 25

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Организация волонтерства»

7.Всеобщая Декларация Добровольчества, принята XVI Всемирной
конференцией Международной ассоциации добровольческих усилий (International

Association

for

Volunteer

Effort),

Амстердам,

январь,

2001

(международный документ гражданских организаций).

Дата введения – 11.01.2024

Страница 26

Страниц 26

г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».