Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Подписано цифровой подписью: КОЧНЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760, ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России, CN=Казначейство России Причина: Я утвердил этот документ Дата: 2 Февраль 2024 г. 10:58:31 Е.Н. Кочнева Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» Возраст детей: от 15 до 20 лет Срок реализации: 9 месяцев Автор-составитель: Ярославцева Ирина Игоревна, преподаватель Камышлов, 2024 Дата введения – 11.01.2024 Страница 1 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………...…….....3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………………....….9 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………...……11 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК………………………..…...……………14 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………..…......…...23 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………...………………..…25 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ………………………….…………....………………….24 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………….……….……29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…..........30 Дата введения – 11.01.2024 Страница 2 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из приоритетных направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии». Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Основное содержание: популяризация культуры труда учителя, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием страны, знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека. Подготовка подростка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистического и достаточно четкого представления о той Дата введения – 11.01.2024 Страница 3 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен. Профессиональный выбор – решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу обучающегося (в отличие от профессионального самоопределения). Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с личным набором качеств, интересов, способностей, состояния здоровья и потребностей развития общества, имеющая комплексный подход в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности. Основная цель профориентационной работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования - оказание реальной помощи подростку в профессиональном становлении. Профессиональное самоопределение – процесс и результат: 1) выявления, уточнения и утверждения человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере посредством согласования индивидуальных возможностей, личных стремлений, смыслов и внешних вызовов (смысловая сторона профессионального самоопределения); 2) овладения необходимым для этого инструментарием: знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями (инструментальная сторона профессионального самоопределения). Обоснованный профессиональный выбор - это собственное решение человека, осознающего ответственность при планировании перспектив своего развития. Такую ответственность готовы принять далеко не все взрослые, а подросток в период выбора профессии особо нуждается в помощи со стороны специалистов: педагогов, родителей, психологов. Существующие информированию на сегодняшний обучающихся о Дата введения – 11.01.2024 день спектре методы и современных Страница 4 подходы к профессий, Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» предпринимаемые школами профессиональной ориентации, и регионами – меры недостаточны. по организации Как показали первые результаты проекта по профессиональной ориентации «Билет в будущее» (далее – Проект) в 2018-2020 гг., при выборе профессии большинство обучающихся 6-11 классов российских школ демонстрируют неосознанную некомпетентность, т.е. проявляют довольно низкую осведомленность о современном мире профессий и системе среднего профессионального образования (СПО) или ВО при невысоком уровне мотивации к выбору и освоению инструментов выбора. Также при самоопределении школьники демонстрируют зависимость от стереотипов и мнений окружающих и в целом не воспринимают выбор карьерной траектории как актуальную для себя жизненную задачу. В связи с этим актуальность профориентационной помощи учащейся молодежи возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и правильного, осознанного выбора будущей профессии. В связи с этим создание дополнительной общеобразовательной программы, знакомящей студентов с основами профориентационной работы, становится особенно актуальным ресурсом. Предложенная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа относится к программам социально-педагогической направленности и ориентирована на социальную адаптацию, повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию, формирование социально успешной личности, воспитание социальной компетентности, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных Дата введения – 11.01.2024 Страница 5 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Данная программа является программой ознакомительного уровня освоения предметной деятельности. Новизна предлагаемой программы заключается в укреплении взаимодействия образовательных организаций города и района, сотрудничестве и партнерстве с учреждениями социальной сферы, работодателями, средствами массовой информации, молодежными общественными организациями; в расширении знаний о выбранной профессии, с применением на занятиях элементов тренинга. Программа может быть использована в рамках организации внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования. Отличительной особенностью программы можно считать то, что она, являясь краткосрочной, дает возможность учащимся повысить уровень информированности о будущей профессии, происходит становление личности профессионала, переосмысление системы ценностей и взглядов, сопоставление индивидуальных особенностей с профессиональным эталоном. Таким образом, программа профессиональной ориентации выполняет опережающую, преадаптивную и прогностическую функции, способствуя развитию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. Используемое понятие профессионального самоопределения неслучайно, оно охватывает всю совокупность частных выборов, совершаемых человеком в данной области (в течение всей жизни). В отличие от профессионального выбора, профессиональное самоопределение затрагивает более широкую жизненную перспективу личности, опосредовано более отдаленными жизненными целями Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что организация профориентационной работы в колледже представляется одним из эффективных средств морально-нравственных формирования ценностей, Дата введения – 11.01.2024 у молодежи формирование социального личности Страница 6 как опыта, члена Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе, а у обучающихся 6-11 классов предполагает формирование и развитие трех компонентов готовности к профессиональному (смыслового), самоопределению: когнитивного Систематическая, (карьерная комплексная работа мотивационно-личностного грамотность)и в этих трех деятельностного. взаимосвязанных направлениях (включающая как участие самого школьника, так и активную поддержку со стороны родителей и сотрудников образовательной организации) может позволить обучающемуся осознать себя в качестве активного субъекта выбора, отрефлексировать свои сильные стороны, ресурсы и ограничения (как объективные, так и устранимые), сверить свои представления о мире профессий и желаемых целях с действительностью, приступить к процессу профессиональных проб и отработке навыков профессионального выбора в конкретных жизненных ситуациях Сроки реализации программы Данная программа рассчитана на 9 месяцев. Условия набора и режим занятий В объединение принимаются студенты в возрасте 15-20 лет без предварительного отбора. Количество занимающихся в группе не менее 30 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Учебная нагрузка на одного учащегося составляет 4 часа в неделю, реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Рекомендуемое количество часов на освоение программы 74 часа. Особенности организации образовательного процесса Построение образовательного процесса опирается на следующие принципы: Дата введения – 11.01.2024 Страница 7 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей и подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео-, аудиозаписи. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Принцип обучающихся сознательности, под руководством активности, педагога. самостоятельности Структура образовательной деятельности включает в себя двух участников: педагога и обучающегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения требует от обучающегося высокой активности. Для реализации поставленных целей и задач используется линейный принцип построения содержания. Он выражен в последовательном расположении тем программы для постепенного освоения содержания. Формы организации образовательного процесса. Программа предусматривает различные формы образовательной деятельности: лекции; профориентационный урок; проектная деятельность; профессиональная проба; обучающие семинары; тренинги; Дата введения – 11.01.2024 Страница 8 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» мастер-классы; игры; самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет; внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия; психологическая диагностика; ролевые игры; беседы. Формой подведения итогов освоения ДОП внутри объединения проводится в форме защиты собственного портфолио, портфолио отряда (требования к структуре, содержанию портфолио, критерии его оценки представлены в Приложении). Формой публичного отчета о деятельности студенческого объединения станет презентация и анализ результатов деятельности отряда на итоговом заседании отрядов колледжа, представление реализации проекта «Вперед к профессии». ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности, пространства в формирование системе общего единого образования профориентационного Российской Федерации, обеспечивающего готовность выпускников общеобразовательных организаций к профессиональному самоопределению. Задачи: - развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной работы в общеобразовательных организациях; обеспечение научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной деятельности, Дата введения – 11.01.2024 с учетом разных Страница 9 возможностей Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» образовательных организаций; разработка механизмов мониторинга, анализа, верификации профориентационной деятельности; систематизация профориентационной работы образовательных организаций; обогащение муниципальных и инструментами школьных и моделей практиками региональных, профессиональной ориентации обучающихся; разработка вариативного компонента профориентационной работы с обучающимися, с учетом социально-экономических особенностей конкретного региона; обеспечение участвующими в социального партнерства профориентационной между работе: сторонами, образовательными организациями всех видов, компаниями-работодателями, центрами занятости населения, с обучающимися Дата введения – 11.01.2024 и их Страница 10 родителями; Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение программы дополнительной образовательной социально-педагогической общеразвивающий направленности «Организация профориентационной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Планируемые результаты обучения Личностные: В сфере гражданского воспитания: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы; - готовность к разнообразной совместной деятельности; - выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с 4 позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии. В сфере эстетического воспитания: - стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: Дата введения – 11.01.2024 Страница 11 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» - осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; - умение принимать себя и других, не осуждая; - умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы проекта; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; - готовность адаптироваться в профессиональной среде; -уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Дата введения – 11.01.2024 Страница 12 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» В сфере понимания ценности научного познания: - ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере; - овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение соответствующих социального ведущей опыта, деятельности основных социальных возраста, норм и ролей, правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку; - способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности; - навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное; - умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; Дата введения – 11.01.2024 Страница 13 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» - способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. Метапредметные: - использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии; - аргументировать свою позицию, мнение; - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с интернет-источниками; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в программу; - выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты; - понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения; Дата введения – 11.01.2024 Страница 14 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить позитивное в любой ситуации; - уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - различать, называть и управлять собственными эмоциями; - уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним. Предметные: В результате освоения данной программы обучающиеся: Дата введения – 11.01.2024 Страница 15 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» - расширить кругозор знаний обучающихся о широком спектре профессий и специальностей, в том числе в рамках кластерного подхода, что облегчит задачу предстоящего выбора профессии и профессиональной образовательной организации;; - обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - получат навыки работы с технической документацией, а также разовьют навыки поиска, обработки и анализа информации; - разовьют навыки объёмного, пространственного, логического мышления и конструкторские способности; - научатся применять изученные инструменты при выполнении научныхтехнических проектов; - повысят свою информационную культуру. - составлять паспорт каждого выпускника по итогам выбора профессии и поступления в профессиональную образовательную организацию, что позволит сопоставить полученный результат с целями его индивидуального проекта. Способы отслеживания результатов реализации дополнительной общеобразовательной программы: педагогическое наблюдение; педагогический анализ активности учащихся на занятиях, анализ результатов участия обучающихся в мероприятиях. Дата введения – 11.01.2024 Страница 16 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Месяц Число Время Форма занятия Кол-во часов беседа 2 практикум 2 практикум 2 2 практикум 2 2 Вводное занятие. Знакомство. Понятие и сущность профориентационной работы. Презентация программы Профориентационного отряда на 2024 год Подготовка к Дню открытых дверей ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Подготовка к Дню открытых дверей ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж». практикум 2 2 Разработка профессиональных проб в соответствии со специальностями колледжа. практикум 2 2 Участие в Дне открытых дверей ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» практикум 2 2 практикум 2 2 1. 17.01 18.01 Январь 2. 3. 24.01 25.01 4. 14.3016.15 31.01 01.02 5. 6. 7. Февраль 07.02 8.02 14.01 15.02 21.02 22.02 14.3016.15 8. 28.02 29.02 Дата введения – 11.01.2024 Тема занятия Место проведения Разработка профессиональных проб в соответствии со специальностями колледжа. Профориентационная встреча в рамках реализации проекта «Россия – мои горизонты» с обучающимися школ КГО. Страница 17 Страниц 30 Ауд. № 8 Ауд. № 8 Формы контроля Анкетирование Выступление Наличие презентации Творческая работа Ауд.№ 8 Наличие сценария ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Наличие профориентационной пробы Наличие презентации Наличие мастер-класса Ауд. № 8 Наличие профориентационной пробы ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Наличие материалов Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» 9. 06.03 07.03 10. практикум 13.03 практикум 11. 2 2 Март 14.03 2 2 20.03 21.03 практикум 2 2 12. практикум 27.03 28.03. 13. 2 14.3016.15 практикум 2 Апрель 14. 03.04 04.04 практикум Дата введения – 11.01.2024 2 2 Разработка мастер – классов для организации Дня открытых дверей. ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Участие в Дне открытых дверей ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Информирование абитуриентов о правилах приема, специальностях набора-2023, контрольных цифрах приема и т.п. посредством сайта колледжа, социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» Профориентационная встреча в рамках реализации проекта «Россия – мои горизонты» с обучающимися школ КГО. Наличие профориентационной пробы Наличие сценария Соц.сети Творческая работа ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Наличие презентации Наличие конструкта классного часа Организация и проведение профессиональных проб для учащихся школ города и района. ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Наличие материалов Организация и проведение профессиональных проб для учащихся школ города и района. ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Наличие презентации Наличие конструкта классного часа Страница 18 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» 2 2 Профориентационная встреча в рамках реализации проекта «Россия – мои горизонты» с обучающимися школ КГО. 2 2 Проведение профориентационных встреч студентами выпускных групп на базах прохождения преддипломной практики. 15. 10.04 11.04 практикум 16. 17.04 18.04 Базы практик Наличие презентации Наличие конструкта классного часа Ауд. № 8 Наличие сценария Образовательные учреждения города и района Наличие материалов Образовательные учреждения города и района Наличие презентации Наличие конструкта 2 2 02.05 03.05 практикум 2 2 08.05 10.05 практикум 2 2 15.05 16.05 практикум 2 2 Организация и проведение профориентационных встреч с потенциальными абитуриентами. Образовательные учреждения города и района Наличие конструкта 2 Профориентационная встреча в рамках реализации проекта «Россия – мои горизонты» с обучающимися школ КГО. Образовательные учреждения города и района Представление продукта 14.3016.15 19. Май Творческая работа практикум 24.04 25.04 20. Творческая работа Подготовка к Дню открытых дверей ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж». Разработка мастер – классов для потенциальных абитуриентов. Организация и проведение профориентационных встреч с потенциальными абитуриентами. Организация и проведение профориентационных встреч с потенциальными абитуриентами. 17. 18. практикум ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» 21. 22.05 23.05 14.3016.15 практикум Дата введения – 11.01.2024 2 Страница 19 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» 22. 23. 25. Сентябрь 24. Наличие профориентационной пробы Планирование профориентационной работы на второе полугодие 2023года Ауд. № 8 Представление продукта Планирование профориентационной работы на второе полугодие 2023года Ауд. № 8 2 2 Подготовка организации и проведения «Билет в будущее». Ауд. № 8 Наличие проф.проб 2 2 Профориентационная встреча в рамках реализации проекта «Россия – мои горизонты» с обучающимися школ КГО. ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Наличие материалов 2 Разработка профессиональных проб в рамках проекта «Билет в будущее». 29.05 30.05 практикум 04.05 05.09 практикум 2 2 практикум 2 2 практикум 11.09 12.09 2 14.3016.15 18.09 19.09 26. 27. 29. Октябрь 28. 25.09 26.09 практикум 02.10 03.10 практикум 09.10 10.10 практикум 2 2 практикум 2 2 практикум 2 2 16.10 17.10 2 14.3016.15 30. 23.10 24.10 Профориентационная встреча в рамках реализации проекта «Россия – мои горизонты» с обучающимися школ КГО. Образовательные учреждения города и района 2 Дата введения – 11.01.2024 Разработка профессиональных проб в рамках проекта «Билет в будущее». Подготовка организации и проведения «Билет в будущее». Проведение и организация профориентационных пробы в рамках реализации проекта «Билет в будущее» Страница 20 Страниц 30 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Наличие плана Наличие материалов Представление продукта Ауд.№8 Ауд.№8 Наличие материалов Образовательные учреждения города и района Представление продукта Наличие конструкта Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» 31. 32. 30.10 31.10 практикум 2 2 06.11 07.11 практикум 2 2 33. Ноябрь 35. профориентационного Представление продукта ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Представление продукта 2 2 Проведение профориентационных проб в рамках проведения «Билет в будущее» Образовательные учреждения города и района Представление продукта Наличие конструкта практикум 2 2 Профориентационная встреча в рамках реализации проекта «Россия – мои горизонты» с обучающимися школ КГО и района. Образовательные учреждения города и района Представление продукта Наличие конструкта 04.12 05.12 практикум 2 2 Выход в школы с представлением информации о ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Образовательные учреждения города и района Представление продукта Наличие конструкта 11.12 12.12 практикум 2 2 Образовательные учреждения города и района Наличие конструкта практикум 2 2 Образовательные учреждения города и района Представление продукта практикум 2 2 Организация и проведение профессиональных проб для учащихся школ города и района. Профориентационная встреча в рамках реализации проекта «Россия – мои горизонты» с обучающимися школ КГО и района. Представление и защита профориентационного проекта. Ауд. № 8 Представление продукта 20.11 21.11 36. 38. 18.12 19.12 39. Проведение месячника. Ауд.№8 Наличие проекта практикум 14.3016.15 28.11 Декабрь Планирование профориентационного месячника. Ауд.№8 2 2 27.11 37. профориентационного практикум 13.11 14.11 34. Разработка проекта. 25.12 26.12 14.3016.15 Дата введения – 11.01.2024 Страница 21 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Большую роль в процессе по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы играют дидактический и наглядный материал, ведь они добавляют занятиям больше красочности, облегчают понимание изучаемой темы. На занятиях используются электронные презентации по изучаемым темам, интернет-ресурсы, диски с познавательными фильмами и т.п. А также эффективность деятельности по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимися находится в прямой зависимости от обеспеченности учебно-воспитательного процесса необходимыми методическими материалами и разработками (разработки занятий, дидактический материал, сценарии игр, методическая литература для педагога и т.п.). Кроме того, реализация программы требует наличия оборудованного кабинета, что предполагает: - посадочные места по количеству обучаемых; - рабочее место преподавателя; - доска, - фильмы и ролик для просмотра и прочее. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением; - мультимедиа проектор. Дата введения – 11.01.2024 Страница 22 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля: o вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг); o промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра); итоговый – май текущего учебного года , представление результатов деятельности отряда на итоговом заседании студенческих объединений, защита портфолио. Дата введения – 11.01.2024 Страница 23 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценочные материалы – средства, позволяющие отслеживать ход учения и выполнения профессионального действия путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами для определения соответствия или несоответствия знаний, умений, навыков учащегося целям и задачам обучения. Цель контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и задачам. Задачи контроля можно поставить следующие: - определение фактического состояния объекта в данный момент времени; - прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период времени; - определение причин выявленных отклонений объекта от заданных параметров. Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений, навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета студенты выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводиться фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем, тематических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов. Конкурс творческих работ. Форма итогового (иногда текущего) контроля проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых студентов. Проводится, по любому виду Дата введения – 11.01.2024 Страница 24 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, проектора, показательных выступлений и т.д. По результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения. Реферат. Реферат – объемная работа описательного характера, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Освещает имеющийся практический опыт и отражает точку зрения автора. Работа над рефератом может включать в себя: 1) наработку теоретического материала по заданной теме (история, отличительные особенности и др.) по схеме: - название; - развернутый план; - изложение темы; - библиография; - приложения; 2) разработку авторского проекта 3) практическое выполнение Творческий отчет. Это форма итогового контроля, направленная на подведение итогов работы студенческого объединения, на выявление уровня развития творческих способностей студентов. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, и т.д. Отчет способствует развитию творческих способностей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности. Тест. Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной этап образовательного процесса. Общий план создания тестов состоит из трех этапов: Дата введения – 11.01.2024 Страница 25 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» - определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста; - подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений и навыков; - экспериментальная проверка теста. Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа. Существуют следующие формы: - тест различения содержит несколько вариантов ответов, из которых испытуемый должен выбрать один или несколько. - тест опознания требует от обследуемого узнать, правильно или нет, сформулировано правило, определение или другая информация. - тест на завершение отличается от других тем, что в нем вопрос или формулировка задания даются незаконченным предложением, которое опрашиваемый должен завершить. - тест-задача с выбором ответа. В данном тесте опрашиваемому необходимо закончить определение, выбрав правильный вариант ответа Итоговое занятие может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля. При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой обучающиеся взаимно опрашивают друг друга. Таким образом, посредством контроля можно выявить творческие способности детей. Дата введения – 11.01.2024 Страница 26 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Педагогические технологии, используемые в обучении. Личностно – ориентированные технологии. Игровые технологии. Технология творческой деятельности. Технология исследовательской деятельности. Технология методов проекта. Методы, используемые в обучении Словесный метод Наглядный метод Практическая работа Творческое проектирование Исследовательская деятельность Диагностические: - педагогическое наблюдение, интервьюирование; -тестовая диагностика - сертификация обучения - коллективные творческие дела; - мини-лекции; - социально-образовательное проектирование; - психологические тренинги; - организация соц. практики учащихся; -проблемные ситуации - диалоги; Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников: Дата введения – 11.01.2024 Страница 27 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» Деловые и ролевые игры. Упражнения на взаимодействия в группе. Тренинги. Творческие задания. Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских). Моделирование. Проектирование. Встречи со специалистами и интересными людьми. Экспресс тесты и опросы. КТД. Беседы. Основной тип занятий - практикум. Дата введения – 11.01.2024 Страница 28 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Блинов В.И. Образовательная профориентация: учебное пособие для вузов/В.И. Блинов, Н.Ф. Родичев, И.С. Сергеев - Санкт-Петербург: Лань, 2023 С. 30-32, 140-144. 2.Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования 3.Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации". 4.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2023 № 650"Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования"(Зарегистрирован 05.10.2023 № 75467). 5.Пронькин Воспитательный В.Н., Махотин потенциал Д.А., Кинелева профориентации: В.В., Родичев взгляд Н.Ф. нового поколения//Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - N 3 (50). С. 97-114. Интернет ресурсы 1. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова https://proforientator.ru/tests/ 2. Центр профориентации. Продвинутые и эксклюзивные онлайнтесты (profi, keys, max) для желающих получить консультации, узнать профессию, характер, таланты, удачные направления в жизни и в бизнесе. Индивидуальный список профессий, основанный на интересах, особенностях характера: https://proftest24.ru/. 3. Ресурс содержит уроки по профориентации, которые участвовали во Дата введения – 11.01.2024 Страница 29 Страниц 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация профориентационной деятельности» всероссийском «Экскурс профориентационном в конкурсе методических мир разработок профессий»: https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html. Дата введения – 11.01.2024 Страница 30 Страниц 30