Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Подписано цифровой подписью: КОЧНЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760, ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России, CN=Казначейство России Причина: Я утвердил этот документ Дата: 5 Март 2024 г. 9:40:08 Е.Н. Кочнева Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» Возраст детей: от 15 до 22 лет Срок реализации: 9 месяцев г. Камышлов, 2024 Дата введения – 11.01.2024 Страница 1 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….....3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………....….6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………….……...7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………….9 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………….…………10 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………….…...………...12 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …...…………………….….………….….13 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………...….…………………....14 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………….…….……15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……..........................16 Дата введения – 11.01.2024 Страница 2 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной общеобразовательной программы. Дополнительная «ЭКО - волонтер» общеобразовательная реализуется общеразвивающая в рамках программа естественнонаучной направленности. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний обучающихся об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья обучающихся, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Актуальность программы. В современных условиях серьёзность и сложность общественного развития ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего поколений. Экологическое воспитание обучающихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. Главной же задачей экологического воспитания и образования является формирование экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды. Ещё двадцать лет назад в России были сформулированы критерии, экологически грамотной и образованной личности. Они актуальны и в наше время. Это такие критерии как: системность и экологичность мышления; социально- экологическая ответственность, включающая личную заботу об окружающей среде; знание глобальных и региональных экологических проблем убежденность в необходимости сохранения окружающей среды. Дата введения – 11.01.2024 Страница 3 Страниц 17 и Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» Значение экологического образования в настоящее время трудно переоценить. При этом из-за нехватки времени о многих биологических объектах приходится лишь рассуждать – практические занятия невозможно проводить в том объёме, в каком это было бы желательно. Занятия позволяют восполнить этот недостаток хотя бы для обучающихся, интересующихся биологией. Таким образом, актуальность программы в том, что она ставит перед собой задачу воспитания экологической культуры у обучающихся. Под экологическим воспитанием можно понимать многостороннее взаимодействие обучающихся как активных субъектов с окружающей природно- социальной средой, в процессе которого они созревают как личности- представители особой экосистемы- человек- природа- общество. Педагогическая целесообразность. Данная экологического образовательная воспитания программа (без по повышению специального отбора уровня обучающихся) рассчитана на год и предполагает проведение занятий со студентами колледжа. Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году студенты овладевают практических знаний, определенным умений, и минимумом навыков в теоретических области и экологического волонтерства и решают определенные задачи для достижения основной пели. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и условия набора студентов. В реализации данной общеобразовательной общеразвивающей программы могут принять участие все желающие студенты в возрасте от 15 до 22 лет. Сроки реализации программы. Дата введения – 11.01.2024 Страница 4 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» Предполагается проведение занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в объеме 74 аудиторных часов в течение календарного года. Формы и режим занятий. Предполагается проведение занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Количество учебных недель – 37. Итого на освоение программы – 74 часа. Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Основная форма занятий — групповая. Возможен отбор студентов в течение года. Количество занимающихся в группе не менее 15 человек. Формы, используемые на занятиях: • беседа; • групповые занятия; • индивидуальные консультации; • самостоятельная работа; • проектирование; • разработка конспектов просветительских мероприятий и презентационных материалов к ним; • проведение мастер-классов; • создание просветительских плакатов и брошюр; • съёмка познавательных роликов; • работу в социальных сетях по продвижению экопривычек в повседневной жизни. Структура занятий: 1. Вводная часть (теоретическая информация) 2. Основная часть (демонстрация выполнения задания педагогом) Дата введения – 11.01.2024 Страница 5 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» 3. Заключительная часть (самостоятельное выполнение задания студентом) Формы подведения итогов реализации программы. Формой публичного отчета о реализации программы станет выполнение проектов. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы - развитие у студентов экологического мышления посредством волонтёрской, эколого-просветительской, проектной и природоохранной деятельности. Задачи курса: - становление целостного экологического мировоззрения, ценностных ориентаций личности; - формирование ответственного отношения к природе, стойких убеждений в необходимости ее охраны; - приобретение опыта волонтерской (добровольческой) деятельности в области защиты окружающей среды, направленной на формирование экологической культуры в обществе; - вовлечение студентов в экологические проекты и мероприятия. Дата введения – 11.01.2024 Страница 6 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Введение Набор участников группы. Знакомство. Вводное занятие, ознакомление с программой курса и организацией работы. Понятийный аппарат исследовательского проекта: проблема, актуальность, тема, цель и задачи, объект и предмет исследования, гипотеза. Методы научного познания. Методики проведения исследований природных объектов. Структура учебноисследовательской работы. Требования к оформлению учебно- исследовательских работ. Работа с литературой, оформление ссылок. Тезисы. Электронная презентация к защите творческой работы. Основы волонтерской деятельности: природа, философия, базовые ценности, цели и задачи. Понятие «волонтер». Психология личности волонтера. Мотивация волонтера. Имидж волонтера. История становления волонтерства в России и мире. Основные мировые волонтерские организации. Тема 2. Экология растений Экологические факторы, необходимые для жизни растений. Тепло, свет, вода в жизни растений. Сезонные изменения растений. Разнообразие условий существования и их влияние на растения. Жизненные формы растений. Растительные сообщества. Реализация экологических проектов, по озеленению территории колледжа. Изучение особенностей выращивания рассады, видов цветов, пересадки цветов. Взаимодействие с социальными партнерами колледжа. Тема 3. Экология животных Дата введения – 11.01.2024 Страница 7 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» Экологические факторы, необходимые для жизни животных: тепло, солнечный свет, вода. Сезонные изменения в жизни животных. Условия жизни животных в различных природных зонах и приспособление животных к данным условиям. Экологические группы животных. Организация и проведение благотворительных акций. Тема 4. Экология человека Рациональное питание. Проблемы переедания и недоедания. Режим дня подростков. Польза и вред от использования косметических и парфюмерных средств. Бытовая химия и ее влияние на здоровье человека и окружающую среду. Бытовая техника. Техника безопасности при работе на компьютере. Клещевой энцефалит и другие заболевания, передающиеся человеку от животных: меры профилактики. Негативное влияние условий окружающей среды на здоровье человека: загрязнение атмосферы, гидросферы, шумовое, пылевое загрязнение. Дата введения – 11.01.2024 Страница 8 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Организация деятельности по программе создаст условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты - сформированы основы экологической культуры; - сформирована готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - сформирован интерес к познанию мира природы; - формирование активной гражданской позиции; - положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности; - научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей; - бережное отношение к окружающей среде, в том числе к животным. Предметные результаты: Обучающиеся должны знать: - основные способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения); - способы проведения и оформления исследовательских и проектных работ); - основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе; Обучающиеся должны уметь: Дата введения – 11.01.2024 Страница 9 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» - умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме; - умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов, буклетов; - обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм. Метапредметные результаты: - развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации; - развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей; - воспитание бескорыстно служить чувств коллективизма, обществу, готовности толерантности, безвозмездно, милосердия, доброты, отзывчивости; - формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности; - формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; - формирование уважительного отношения к окружающей среде, животным; - формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров; - развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения; - развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии; развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде; Дата введения – 11.01.2024 Страница 10 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» - расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности. Дата введения – 11.01.2024 Страница 11 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Наименование тем занятий Количество часов теория практика всего Тема 1. Введение ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ (14 часов) 1.Структура экологического проекта 2.Требования к оформлению проекта. Правила устного доклада 3.Волонтерская деятельность как одна из форм добровольного и безвозмездного участия в работе или деятельности, направленных на решение экологических проблем. 4.Виды экологического волонтерства. Составление плана проведения экологических акций на 2024 год, в соответствии с Календарем экологических дат на 2024 год. 5.Разработка проекта «Экологические акции 2024» 6.Разработка проекта «Экологические акции 2024» 7.Представление и защита экологического проекта. 8.Проведение экологической акции для детей дошкольного возраста «Всемирный день заповедников». МАРТ (8 часов) Тема 2. Экология растений 9.Экологические факторы, необходимые для жизни растений. Растения свердловской области, занесенные в красную книгу. 10.Эко-марафон «Переработка», в рамках Всемирного дня защиты лесов (Сбор макулатуры). 11.Разработка проекта: «Озеленение территории колледжа» 12.Разработка проекта: «Озеленение территории колледжа» АПРЕЛЬ (8 часов) 13.Подготовка к посадке рассады цветов. Правила выращивания рассады цветов, подготовка необходимых материалов. 14.Посадка рассады цветов. 15.Экологическая акция «Марш парков». Организация и проведение субботника на территории Парка учителей. МАЙ (10 часов) 16.Организация и проведение акции «Юбилейный цветник для колледжа» (придумать и создать цветник для высадки цветов). 17.Организация и проведение акции «Юбилейный цветник для колледжа» (придумать и создать цветник для высадки цветов). 18.Высадка цветов на территории колледжа. 19.Оформление и представление публичного отчета о результатах деятельности за первое полугодие 2024г. СЕНТЯБРЬ (8 часов) Тема 3. Экология животных Дата введения – 11.01.2024 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 Страница 12 4 4 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» 20.Взаимоотношения животных в экосистеме. Значимость животных в экосистеме. 21.Благотворительная акция «Рука помощи» по сбору корма и ветоши для бездомных животных. 22.Благотворительная акция «Рука помощи» по сбору корма и ветоши для бездомных животных. 23.Участие в конкурсах экологической направленности. ОКТЯБРЬ (10 часов) 24.Участие в заповедном треке Всероссийского проекта «На связи с природой» 25.Акция «Кормушка для птиц», с привлечением обучающихся ДОУ и школ города. 26.Размещение кормушек для птиц на территории города. НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ (16 часов) Тема 4. Экология человека 27.Участие в конкурсах экологической направленности. 28.Негативное влияние условий окружающей среды на здоровье человека. 29.Подготовка и проведение информационных встреч «Влияние компьютера на здоровье школьника», для обучающихся школ города. 30.Подготовка и проведение информационных встреч «Влияние компьютера на здоровье школьника», для обучающихся школ города 31.Оформление информационных плакатов на тему «Бытовая химия и ее влияние на здоровье человека и окружающую среду». 32.Анализ результатов проекта «Экологические акции 2024». 33.Оформление итогов проекта «Экологические акции 2024». 34.Оформление и представление творческого отчета по результатам деятельности за 2024го. Итого Дата введения – 11.01.2024 2 2 2 2 2 2 2 2 6 6 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 Страница 13 2 2 44 74 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает проведение занятий в учебных кабинетах, соответствующих нормам санитарных правил. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: - натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; - гербарии; - изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи. Курс предусматривает проведение значительного числа практических работ, моделирующих явления природного мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности образовательного процесса при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материал для практических работ включает: гербарии, семена и плоды растений, и т. д. Кроме этого используются наборы детских энциклопедий, позволяющий организовать поиск интересующей обучающимися информации. Дата введения – 11.01.2024 Страница 14 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для проверки прочности полученных в ходе освоения ДОП знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля: o вводный – в начале года (опрос, педагогическое наблюдение практических умений); o промежуточный – в середине года (выполнение практических заданий); o итоговый – в конце календарного года (самостоятельное оформление проекта). Формой публичного отчета о деятельности кружка станет выполнение проектов. Дата введения – 11.01.2024 Страница 15 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Формы проведения занятий Занятия проходят в групповой и индивидуальной формах, а также, для облегчения усвоения материала, занятия могут проводиться по подгруппам. Кроме того, программа предусматривает следующие формы работы с детьми: Формы организации деятельности детей: - коллективная – одновременная работа со всеми обучающимися; - групповая – организация работы в группах; - парная – организация работы в парах; - индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: Учитывая специфику данного направления деятельности возможно применение следующих методов и приемов: словесные методы (объяснение, беседа, постановка мотивации, установление требований, поощрения); практические методы (упражнения, выполнение заданий педагога); наглядные методы (показ алгоритма выполнения действий, просмотр видеозаписей, фотографий, иллюстраций, наглядно демонстрирующих особенности выполнения вида деятельности); игровые методы (игры на знакомство, развитие внимания, памяти); Техническое оснащение занятий: 1. Компьютерный класс, оснащенный рабочим местом для каждого обучающегося, рабочим местом педагога с необходимым программным обеспечением, проектором Дата введения – 11.01.2024 Страница 16 Страниц 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКО - волонтер» . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в российской федерации до 2025 года. 2. Стандарт работы эковолонтёра / А.В. Ивоева, А.А. Медков. — М.: ГК «Росатом», АВЦ, 2022. — 68 с. 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2019 7. 4. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/Д ., 2018. 5. Указ Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 от 29 мая 2015 года. 8 июня 2015 г 7. Зарайская, Г. А. Модернизация образовательного процесса в модели общего образования «Экология и диалектика» [Текст] / Г. А. Зарайская // Модель школы «Экология и диалектика», Вологда, 2020. С. 7-17. 8. Попова, Т. В. Роль практической деятельности в экологическом образовании школьников. «Подари людям радость». Из опыта проведения экологич. акции «Экодар» со школьниками. [Текст] / Т. В. Попова // Мин. образования Карелии. Петрозаводский ун-т, 2019. Интернет-источники 1. http://edurt.ru/index.php?rubrika=255&type=1&lang=1 2. http://internika.org/ Открытое педагогическое объединение 3. http://interneturok.ru 4. http://kpolyakov.narod.ru 5. http://makarova.piter.com 6. http://www.nathaliebut.narod.ru 7. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/urok-sozdaniedvizhushchikhsya-izobrazheniy Дата введения – 11.01.2024 Страница 17 Страниц 17