ЭКО- волонтер 2024 (1)_подпись

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский
педагогический колледж»
Подписано цифровой подписью:
КОЧНЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва,
OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой
Златоустинский переулок, д. 6, строение 1", L=г.
Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Казначейство России
Причина: Я утвердил этот документ
Дата: 5 Март 2024 г. 9:40:08

Е.Н. Кочнева

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
Возраст детей: от 15 до 22 лет
Срок реализации: 9 месяцев

г. Камышлов, 2024
Дата введения – 11.01.2024

Страница 1

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….....3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………....….6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………….……...7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………….9
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………….…………10
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………….…...………...12
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …...…………………….….………….….13
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………...….…………………....14
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………….…….……15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……..........................16

Дата введения – 11.01.2024

Страница 2

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Дополнительная
«ЭКО

-

волонтер»

общеобразовательная
реализуется

общеразвивающая

в

рамках

программа

естественнонаучной

направленности. Программа построена на принципах развивающего обучения,
предполагающего

формирование

у обучающихся умения

самостоятельно

мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные
связи. Данная программа способствует не только расширению и углублению
знаний обучающихся об окружающем мире, но и формирует целостное
представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала,
психического состояния и физического здоровья обучающихся, тем самым
развивая экологический аспект современной культуры.
Актуальность программы.
В

современных

условиях серьёзность

и

сложность общественного

развития ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических
условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встаёт вопрос об
экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего
поколений. Экологическое воспитание обучающихся сегодня является одной из
важнейших задач общества, а значит, и образования. Главной же задачей
экологического

воспитания

и

образования

является

формирование

экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и
активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды. Ещё
двадцать лет назад в России были сформулированы критерии, экологически
грамотной и образованной личности. Они актуальны и в наше время. Это такие
критерии

как:

системность

и

экологичность

мышления;

социально-

экологическая ответственность, включающая личную заботу об окружающей
среде; знание

глобальных и региональных экологических проблем

убежденность в необходимости сохранения окружающей среды.
Дата введения – 11.01.2024

Страница 3

Страниц 17

и

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

Значение

экологического образования

в

настоящее

время

трудно

переоценить. При этом из-за нехватки времени о многих биологических
объектах приходится лишь рассуждать – практические занятия невозможно
проводить в том объёме, в каком это было бы желательно. Занятия позволяют
восполнить этот недостаток хотя бы для обучающихся, интересующихся
биологией.
Таким образом, актуальность программы в том, что она ставит перед
собой задачу воспитания экологической культуры у обучающихся. Под
экологическим воспитанием можно понимать многостороннее взаимодействие
обучающихся как активных субъектов с окружающей природно- социальной
средой, в процессе которого они созревают как личности- представители
особой экосистемы- человек- природа- общество.
Педагогическая целесообразность.
Данная
экологического

образовательная
воспитания

программа

(без

по

повышению

специального

отбора

уровня

обучающихся)

рассчитана на год и предполагает проведение занятий со студентами колледжа.
Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году
студенты

овладевают

практических

знаний,

определенным
умений,

и

минимумом

навыков

в

теоретических

области

и

экологического

волонтерства и решают определенные задачи для достижения основной пели.
Возраст

обучающихся,

участвующих

в

реализации

данной

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
условия набора студентов.
В

реализации

данной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы могут принять участие все желающие студенты в возрасте от 15 до
22 лет.
Сроки реализации программы.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 4

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

Предполагается

проведение

занятий

по

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе в объеме 74 аудиторных
часов в течение календарного года.
Формы и режим занятий.
Предполагается

проведение

занятий

по

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе 1 раз в неделю по 2
учебных часа. Количество учебных недель – 37. Итого на освоение программы
– 74 часа.
Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой
и индивидуальной работы.
Основная форма занятий — групповая. Возможен отбор студентов в
течение года. Количество занимающихся в группе не менее 15 человек.
Формы, используемые на занятиях:
• беседа;
• групповые занятия;
• индивидуальные консультации;
• самостоятельная работа;
• проектирование;
•

разработка

конспектов

просветительских

мероприятий

и

презентационных материалов к ним;
• проведение мастер-классов;
• создание просветительских плакатов и брошюр;
• съёмка познавательных роликов;
• работу в социальных сетях по продвижению экопривычек в
повседневной жизни.
Структура занятий:
1. Вводная часть (теоретическая информация)
2. Основная часть (демонстрация выполнения задания педагогом)

Дата введения – 11.01.2024

Страница 5

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

3. Заключительная

часть

(самостоятельное

выполнение

задания

студентом)
Формы подведения итогов реализации программы.
Формой публичного отчета о реализации программы станет выполнение
проектов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - развитие у студентов экологического мышления
посредством

волонтёрской,

эколого-просветительской,

проектной

и

природоохранной деятельности.
Задачи курса:
- становление целостного экологического мировоззрения, ценностных
ориентаций личности;
-

формирование

ответственного

отношения

к

природе,

стойких

убеждений в необходимости ее охраны;
- приобретение опыта волонтерской (добровольческой) деятельности в
области

защиты

окружающей

среды,

направленной

на

формирование

экологической культуры в обществе;
- вовлечение студентов в экологические проекты и мероприятия.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 6

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение
Набор участников группы. Знакомство. Вводное занятие, ознакомление с
программой

курса

и

организацией

работы.

Понятийный

аппарат

исследовательского проекта: проблема, актуальность, тема, цель и задачи,
объект и предмет исследования, гипотеза. Методы научного познания.
Методики проведения исследований природных объектов. Структура учебноисследовательской

работы.

Требования

к

оформлению

учебно-

исследовательских работ. Работа с литературой, оформление ссылок. Тезисы.
Электронная презентация к защите творческой работы. Основы волонтерской
деятельности: природа, философия, базовые ценности, цели и задачи. Понятие
«волонтер». Психология личности волонтера. Мотивация волонтера. Имидж
волонтера. История становления волонтерства в России и мире. Основные
мировые волонтерские организации.
Тема 2. Экология растений
Экологические факторы, необходимые для жизни растений. Тепло, свет,
вода в жизни растений. Сезонные изменения растений. Разнообразие условий
существования и их влияние на растения. Жизненные формы растений.
Растительные сообщества. Реализация экологических проектов, по озеленению
территории колледжа. Изучение особенностей выращивания рассады, видов
цветов, пересадки цветов. Взаимодействие с социальными партнерами
колледжа.
Тема 3. Экология животных

Дата введения – 11.01.2024

Страница 7

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

Экологические факторы, необходимые для жизни животных: тепло,
солнечный свет, вода. Сезонные изменения в жизни животных. Условия жизни
животных в различных природных зонах и приспособление животных к
данным

условиям.

Экологические

группы

животных.

Организация

и

проведение благотворительных акций.
Тема 4. Экология человека
Рациональное питание. Проблемы переедания и недоедания. Режим дня
подростков. Польза и вред от использования косметических и парфюмерных
средств. Бытовая химия и ее влияние на здоровье человека и окружающую
среду. Бытовая техника. Техника безопасности при работе на компьютере.
Клещевой энцефалит и другие заболевания, передающиеся человеку от
животных: меры профилактики. Негативное влияние условий окружающей
среды на здоровье человека: загрязнение атмосферы, гидросферы, шумовое,
пылевое загрязнение.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 8

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Организация деятельности по программе создаст условия для достижения
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- сформированы основы экологической культуры;
- сформирована готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформирован интерес к познанию мира природы;
- формирование активной гражданской позиции;
- положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
- научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
- бережное отношение к окружающей среде, в том числе к животным.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- основные способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
- способы проведения и оформления исследовательских и проектных
работ);
- основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в
обществе;
Обучающиеся должны уметь:

Дата введения – 11.01.2024

Страница 9

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий
самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по
заданной теме;
- умение представлять материал с помощью средств презентации,
проектов, буклетов;
-

обучение

основным

способам

организации

социально-значимой

деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование,
реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения
некоторых досуговых форм.
Метапредметные результаты:
- развитие способности к личностному самоопределению и творческой
самореализации;
-

развитие

коммуникативных

навыков,

лидерских

качеств,

организаторских способностей;
-

воспитание

бескорыстно

служить

чувств

коллективизма,

обществу,

готовности

толерантности,

безвозмездно,

милосердия,

доброты,

отзывчивости;
-

формирование

осознанного

выбора

участия

в

волонтерской

деятельности;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни,
сохранении и укреплении здоровья;
- формирование уважительного отношения к окружающей среде,
животным;
- формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
- развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
- развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии; 
развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в
команде;

Дата введения – 11.01.2024

Страница 10

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с
людьми различных социальных категорий;
развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки
своей деятельности.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 11

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Наименование тем занятий

Количество часов
теория

практика всего

Тема 1. Введение
ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ (14 часов)
1.Структура экологического проекта
2.Требования к оформлению проекта. Правила устного доклада
3.Волонтерская деятельность как одна из форм добровольного и
безвозмездного участия в работе или деятельности, направленных на
решение экологических проблем.
4.Виды экологического волонтерства. Составление плана проведения
экологических акций на 2024 год, в соответствии с Календарем
экологических дат на 2024 год.
5.Разработка проекта «Экологические акции 2024»
6.Разработка проекта «Экологические акции 2024»
7.Представление и защита экологического проекта.
8.Проведение экологической акции для детей дошкольного возраста
«Всемирный день заповедников».
МАРТ (8 часов)
Тема 2. Экология растений
9.Экологические факторы, необходимые для жизни растений.
Растения свердловской области, занесенные в красную книгу.
10.Эко-марафон «Переработка», в рамках
Всемирного дня
защиты лесов (Сбор макулатуры).
11.Разработка проекта: «Озеленение территории колледжа»
12.Разработка проекта: «Озеленение территории колледжа»
АПРЕЛЬ (8 часов)
13.Подготовка к посадке рассады цветов. Правила выращивания
рассады цветов, подготовка необходимых материалов.
14.Посадка рассады цветов.
15.Экологическая акция «Марш парков». Организация и проведение
субботника на территории Парка учителей.
МАЙ (10 часов)
16.Организация и проведение акции «Юбилейный цветник для
колледжа» (придумать и создать цветник для высадки цветов).
17.Организация и проведение акции «Юбилейный цветник для
колледжа» (придумать и создать цветник для высадки цветов).
18.Высадка цветов на территории колледжа.
19.Оформление и представление публичного отчета о результатах
деятельности за первое полугодие 2024г.
СЕНТЯБРЬ (8 часов)
Тема 3. Экология животных
Дата введения – 11.01.2024

2
1
1

2
1
1

2

2

2

2
2
2

2
2
2

1

1

2

2

2

2

2
2

2
2

Страница 12

4

4

2

2

2

2

4

4

2

2

2

2

2

2

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

20.Взаимоотношения животных в экосистеме. Значимость животных в
экосистеме.
21.Благотворительная акция «Рука помощи» по сбору корма и ветоши
для бездомных животных.
22.Благотворительная акция «Рука помощи» по сбору корма и ветоши
для бездомных животных.
23.Участие в конкурсах экологической направленности.
ОКТЯБРЬ (10 часов)
24.Участие в заповедном треке Всероссийского проекта «На связи с
природой»
25.Акция «Кормушка для птиц», с привлечением обучающихся ДОУ и
школ города.
26.Размещение кормушек для птиц на территории города.
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ (16 часов)
Тема 4. Экология человека
27.Участие в конкурсах экологической направленности.
28.Негативное влияние условий окружающей среды на здоровье
человека.
29.Подготовка и проведение информационных встреч «Влияние
компьютера на здоровье школьника», для обучающихся школ города.
30.Подготовка и проведение информационных встреч «Влияние
компьютера на здоровье школьника», для обучающихся школ города
31.Оформление информационных плакатов на тему «Бытовая химия и
ее влияние на здоровье человека и окружающую среду».
32.Анализ результатов проекта «Экологические акции 2024».
33.Оформление итогов проекта «Экологические акции 2024».
34.Оформление и представление творческого отчета по результатам
деятельности за 2024го.
Итого

Дата введения – 11.01.2024

2

2

2

2

2

2

2

2
6

6

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2

2

2

2

2

2
2

2
2

30

Страница 13

2

2

44

74

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает
проведение

занятий

в

учебных

кабинетах,

соответствующих

нормам

санитарных правил.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные
пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные,
содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи.
Курс предусматривает проведение значительного числа практических
работ, моделирующих явления природного мира.
Исходя

из

этого,

второе

важное

требование

к

оснащенности

образовательного процесса при изучении окружающего мира состоит в том, что
среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены
приборы,

инструменты для

проведения

практических работ,

а

также

разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических работ включает: гербарии,
семена и плоды растений, и т. д. Кроме этого используются наборы детских
энциклопедий,

позволяющий

организовать

поиск

интересующей

обучающимися информации.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 14

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для проверки прочности полученных в ходе освоения ДОП знаний и
умений, эффективности обучения по программе организуются три вида
контроля:
o вводный – в начале года (опрос, педагогическое наблюдение
практических умений);
o промежуточный – в середине года (выполнение практических заданий);
o итоговый – в конце календарного года (самостоятельное оформление
проекта).
Формой публичного отчета о деятельности кружка станет выполнение
проектов.

Дата введения – 11.01.2024

Страница 15

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы проведения занятий
Занятия проходят в групповой и индивидуальной формах, а также, для
облегчения усвоения материала, занятия могут проводиться по подгруппам.
Кроме того, программа предусматривает следующие формы работы с
детьми:
Формы организации деятельности детей:
- коллективная – одновременная работа со всеми обучающимися;
- групповая – организация работы в группах;
- парная – организация работы в парах;
- индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
Учитывая специфику данного направления деятельности возможно
применение следующих методов и приемов:


словесные

методы

(объяснение,

беседа,

постановка

мотивации,

установление требований, поощрения);


практические методы (упражнения, выполнение заданий педагога);



наглядные методы (показ алгоритма выполнения действий, просмотр

видеозаписей,

фотографий,

иллюстраций,

наглядно

демонстрирующих

особенности выполнения вида деятельности);


игровые методы (игры на знакомство, развитие внимания, памяти);

Техническое оснащение занятий:
1. Компьютерный класс, оснащенный рабочим местом для каждого
обучающегося, рабочим местом педагога с необходимым программным
обеспечением, проектором

Дата введения – 11.01.2024

Страница 16

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»

.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в российской
федерации до 2025 года.
2. Стандарт работы эковолонтёра / А.В. Ивоева, А.А. Медков. — М.: ГК
«Росатом», АВЦ, 2022. — 68 с.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2019 7.
4. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 5-9 классов. – Ростов н/Д ., 2018.
5. Указ Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 РФ «О Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 от 29 мая 2015 года. 8 июня 2015 г
7. Зарайская, Г. А. Модернизация образовательного процесса в модели
общего образования «Экология и диалектика» [Текст] / Г. А. Зарайская //
Модель школы «Экология и диалектика», Вологда, 2020. С. 7-17.
8. Попова, Т. В. Роль практической деятельности в экологическом
образовании школьников. «Подари людям радость». Из опыта проведения
экологич. акции «Экодар» со школьниками. [Текст] / Т. В. Попова // Мин.
образования Карелии. Петрозаводский ун-т, 2019.
Интернет-источники
1. http://edurt.ru/index.php?rubrika=255&type=1&lang=1
2. http://internika.org/ Открытое педагогическое объединение
3. http://interneturok.ru
4. http://kpolyakov.narod.ru
5. http://makarova.piter.com
6. http://www.nathaliebut.narod.ru
7. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/urok-sozdaniedvizhushchikhsya-izobrazheniy

Дата введения – 11.01.2024

Страница 17

Страниц 17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».